Александр Шохин: Затраты компаний на образование надо освободить от налога на прибыль

Александр Шохин: Затраты компаний на образование надо освободить от налога на прибыль

Одной из главных проблем развития бизнеса наряду с высокими налогами и нехваткой финансирования сами предприниматели традиционно называют дефицит кадров. Решить кадровую проблему можно, только полностью поменяв систему профессионального образования, уверен Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), председатель Национального совета при президенте РФ по профквалификациям. Он рассказал в интервью «РГ», как именно это нужно сделать.

Александр Николаевич, подбор кадров остается болезненным вопросом для компаний?

Александр Шохин: За последние четыре года исследования, проводимого РСПП, кадровый дефицит находится в первой тройке наиболее острых проблем для бизнеса. По окончании обучения не по специальности, по данным Росстата, работают 31,3 процента выпускников вузов и 40,5 процента выпускников организаций среднего профессионального образования (СПО).

Сегодня высокий формальный образовательный потенциал населения не капитализируется в полной мере. В группе стран с высоким охватом населения высшим и средним профессиональным образованием у России самый низкий подушевой ВВП. Образование на треть — а в некоторых секторах на две трети — не соответствует запросам рынка труда.

А каковы эти запросы?

Александр Шохин: Инновации, прогрессивные технологии, включая цифровые, предъявляют новые требования к персоналу, формируют новый образ труда и ведут к появлению новых профессий или кардинальному изменению основных характеристик существующих. Бизнес заинтересован в радикальных изменениях в сфере профессионального образования. Очевидно, что обновление системы подготовки квалифицированных кадров требуют скорейшей модернизации системы профобучения, сопряжения рынка труда и рынка образовательных услуг.

Пропасть между ними так велика?

Александр Шохин: О значительном разрыве между системой образования и рынком труда свидетельствует разительный контраст между объемом человеческого капитала (4-е место в мире) и доступностью квалифицированных работников (89-е место).

Это данные НИУ «Высшая школа экономики» и Центра стратегических разработок «Двенадцать решений для нового образования». В последние годы Национальный совет при президенте РФ по профквалификациям пытается сократить этот разрыв через стыковку образовательных и профессиональных стандартов.

А также через актуализацию образовательных программ и модернизацию процедур итоговых аттестаций.

Так, в национальной системе квалификаций сформированы новые квалификации, которые поэтапно будут замещать устаревшие на рынке труда. Созданы информационные ресурсы, через которые молодые люди смогут увидеть современные требования рынка труда и получить доступ к новым квалификациям.

Только треть выпускников российских вузов работают сегодня по специальности, которую они получили
Когда бизнес занимается кадрами, то кует их под себя. Как он может повлиять на рынок труда?

Александр Шохин: Нужно активнее создавать условия для участия работодателей в формировании кадрового потенциала не только у себя, но в целом на рынке труда. Сейчас налоговые стимулы введены для предприятий, участвующих в сетевых образовательных программах. Но применение этих стимулов обставлено многими барьерами. Например, завышены лицензионные требования, требуются библиотеки и медкабинеты. Это излишне, для бизнеса нужно ввести налоговые преференции.

В каком виде?

Александр Шохин: Нужно вывести все затраты компаний на образование из-под налога на прибыль. При этом бизнес должен видеть, как используются в сфере образования те налоги, которые он вносит в бюджет. Здесь также много резервов. Создавая условия для новых инвестиций в образование, надо и повышать эффективность использования уже имеющихся ресурсов. Опыт крупных компаний, реализующих образовательные проекты, также мог бы пригодиться.

Метки записи:  , , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.