Авторские отчисления распределят на основе спроса

Авторские отчисления распределят на основе спроса

Всероссийская организация интеллектуальной собственности, которая занимается сбором вознаграждения за публичное исполнение и сообщение в эфир музыки, в ноябре 2015 года запустит онлайн-сервисы для правообладателей и для пользователей — магазинов, ресторанов и проч. Об этом сообщил «Известиям» гендиректор ВОИС и Российского союза правообладателей (РСП) Андрей Кричевский. По его словам, в правила Минкульта об аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе будут внесены изменения, по которым не менее 75% вознаграждения нужно будет распределять на основании фактических данных об использовании.

В авторских обществах сетуют на недостаток отчетов

Речь идет о распределении суммы свыше 6 млрд рублей: 4,6 млрд рублей в год собирает РАО, 1 млрд — ВОИС, 2,7 млрд — РСП, 15-35% сборов они оставляют на обеспечение работы центральных офисов и представительств по стране. Эти организации действуют на бездоговорной основе, то есть все заведения (и поставщики техники в случае РСП), которые не имеют прямых договоров с правообладателями, должны платить РАО, ВОИС и РСП. Последняя организация занимается сбором 1% от ввозной стоимости импортируемой электроники и носителей, с помощью которых россияне могут копировать контент в личных целях.

— По закону мы распределяем вознаграждение правообладателям на основании фактических и статистических данных. Главное для нас во всей этой истории — достоверные сведения об об использовании тех или иных произведений, чтобы дать правообладателям реалистичные данные, а значит, более точно определить размер причитающегося вознаграждения. Идея в том, чтобы гонорары распределялись не на основе сторонних чартов, статистики и отчетов, составленных по ощущениям пользователей, которые могут занижать данные. 80-90% заведений вообще не присылают отчетов, — говорит Андрей Кричевский. — Сейчас Минкульт разрабатывает поправки в положение об аккредитации, одним из критериев ее выдачи будет техническая возможность распределять не менее 75% вознаграждения по фактическим данным. РСП, например, заказывает раз в месяц у [многопрофильной IT-компании, специализирующейся на интернет-безопасности] Group IB и других аналогичных компаний отчеты о том, что реально скачивают россияне в интернете. Мы презюмируем, что скачивание в определенном смысле соотносится с частным копированием.

К подобным активным действиям Минкультуры, которое отвечает за сферу авторских и смежных прав, и аккредитованных им менеджеров подтолкнуло летнее поручение президента о повышении прозрачности работы авторских обществ, а также последние инициативы Минкомсвязи. В этом августе министерство опубликовало проект поправок в Гражданский кодекс, которые упраздняют внедоговорное управление правами — и лишают широких полномочий РАО, ВОИС и РСП. На этом фоне последние заявляют о готовности удовлетворить давно предъявляемое правообладателями требование — о прозрачности выплат, ведь для этого появились технические возможности. Напомним, до этого в 2015 году Минкультуры и авторские общества не убедили Минкомсвязи и правообладателей в необходимости ввести механизм «глобальной лицензии», она бы отменила договорное регулирование авторских прав в интернете, в состав коммуникационных тарифов включались бы контентные сборы, а распределение вознаграждения, кстати, тоже планировалось на основе анализа скачиваемости контента.

РСП оставят 1%, РАО и ВОИС ждет конкуренция

По словам Кричевского, прозрачность, в частности, для ВОИС обеспечат фактические данные интернет-сервиса с фоновой музыкой, который будут наполнять контентом сами правообладатели. Для них упростится система регистрации принадлежащих им прав в каталоге, будет меньше бумажной волокиты, а данные об использовании можно будет получить в реальном времени в личном кабинете на сайте, обещает собеседник.

— Электронный каталог пока наполняется, в нем будет более 50 тыс. произведений. С запуском интернет-плеера тарифы для пользователей не изменятся, для типичного небольшого кафе в среднем по России это чуть более 3 тыс. рублей; все 17 тыс. наших пользователей смогут пользоваться интернет-плеером бесплатно. Для этого мы закупили и продолжаем закупать сервера. Всех сразу пользователей мы не обслужим, планируем довести долю пользователей, которые подключены к плееру, до 75%, — сказал Кричевский. — Формат запией — *.mp3. Пользователь сам сможет выбрать, что какой контент ему необходим, навязывать плейлисты не будем.

Кричевский сообщил, что на данный момент ВОИС ведет переговоры с ОАО «РЖД» и его пассажирской «дочкой» ФПК — обсуждается, что на 2016 год договоры будут заключены уже исходя из использования интернет-сервиса, так как значительная доля поездов дальнего следования оснащена WiFi. Скорее всего, поменяется система оплаты песен на вокзалах и в поездах: тариф отвяжут от выручки, ВОИС будет получать в зависимости от фактически исполненных фонограмм.

Замглавы департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк в разговоре с «Известиями» сообщил, что его министерство приветствует любые механизмы повышения прозрачности распределения авторских отчислений, и собственно на это и направлены представленные в августе поправки в ГК. Он отметил, что скоро законопроект в доработанном виде будет выставлен на общественное обсуждение вновь, с учетом правок. Так, на основании поступивших мнений экспертов и бизнеса предварительно решено, что для сбора 1%-ного сбора с импортеров электроники нужно оставить одну организацию, так как этот сбор носит, скорее, не гражданско-правовой, а фискальный характер.

Вместе с тем, продолжает Недяк, в управлении авторскими правами нужна конкуренция, и в новой версии законопроекта предполагается закрепить обязательное соответствие управленцев комплексу требований (сами требования будут перечислены либо в рамках этого законопроекта, либо подзаконного акта). Соответствие организаций критериям будет определять одно из контрольно-надзорных ведомств.

Бесплатная музыка вне закона — свободные лицензии не заработали

Плееры для бизнес-клиентов представлены с 2000-х годов за рубежом — Pandora, SiriusXM, Spotify Business, последний проект в мае 2014 года запущен в Швеции в результате сотрудничества мирового лидера музыкального стриминга Spotify и фирмы Soundtrack Your Brand. В России похожий проект обеспечения легальной музыкой сферу услуг и торговли организовал в 2012 году томский рекламщик и ресторатор Дмитрий Пангаев, он создал сервис «Бубука», первоначальные вложения в стартап составили 8 млн рублей, из них 900 тыс. рублей дал фонд Бортника, 500 тыс. томские власти. Тарифы «Бубуки» ниже тех, что предлагает ВОИС — 1500-2500 рублей в месяц, и имеют меньше переменных, но в каталоге из 20 тыс. композиций от российских исполнителей пара тысяч треков, и отечественных звезд нет, сказал Пангаев . По данным базы «Спарк», выручка компании в 2013-м составила 2,8 млн рублей, в 2014-м — 6 млн рублей, чистая прибыль — 101 тыс. и 31 тыс. рублей соответственно. Хотя 2015-й ранее «Бубука» планировала закончить с выручкой в 50 млн рублей, по факту проект выйдет на уровень в районе 20 млн рублей, сообщил Пангаев.

— Официальным сборщикам авторских отчислений давно было пора сделать и онлайн-систему мониторинга прав, и плеер, — говорит он. — Они этим сейчас занимаются не в последнюю очередь из-за нашей активности, правда, только процентов 15 заведений вообще хоть кому-нибудь платят. Чем крупнее город, тем эта доля выше, но в населенных пунктах с менее чем 200 тыс. человек легальной музыки, по сути, нет. По плеерам — в России сейчас с десяток более-менее заметных решений, их отношения с ВОИС довольно напряженные. Так, у нас недавно был успешный суд в Нижегородской области: ВОИС подала иск против клиента, и «Бубуку» пришлось привлечь третьей стороной, мы предоставили все документы.

Число точек общепита (основная клиентура) в кризис сократилось на 30%, оценивает Пангаев. В том числе поэтому «Бубука», сотрудничающая в основном с несколькими европейскими лейблами, недавно открыла представительство в Турции (в этом совместном предприятии ей пришлось договориться о разделении прибыли 50/50, российским представителям компания оставляет 20%) и получила первые заказы от местных торговых центров. Компания давно планировала выйти и рынок Евросоюза, но до сих пор изучает варианты. Пангаев отметил, что правообладатели всегда хотят максимальной прозрачности, и до конца года «Бубука» представит им функционал, который даст отслеживать в реальном времени, в какой точке мира играет трек; также «Бубука» перейдет на систему фиксированных отчислений индивидуальным авторам, с которыми есть договор, — 5-30 копеек за каждое проигрывание.

Как вообще экономному владельцу кафе не платить никому — и крутить фоновую музыку с интернет-ресурсов, которую сами авторы на таких порталах, как Jamendo.com, пометили как разрешенную для коммерческого воспроизведения? На этот вопрос Пангаев отвечает «никак», потому что в России фактически не признаны свободные лицензии: закон не интересует источник сигнала и по-прежнему требует от бизнесменов документально оформленные права на музыку. Дело в том, что свободные лицензии хотя и были в 2014 году признаны Гражданским кодексом (ст. 1286.1), но создание специального российского реестра было отдано на откуп Минкультуры — регистр до сих пор не готов, это же подтверждает омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов (общественный омбудсмен при управомоченном при президенте по защите прав предпринимателей).

— Никакого реестра не нужно, все могут работать через сайт Creative Commons [некоммерческая организация Creative Commons систематизировала и формализовала виды свободных лицензий], там как раз в основном музыкальные лицензии, а портал Jamendo.com, о котором вы сказали, работает тоже по Creative Commons. И единственные, кто мешает реализации свободных лицензий России, — это Минкультуры и Суд по интеллектуальной собственности, который, как и РАО, считает, что сначала любые права нужно отозвать у РАО, а затем ими можно управлять кому-то другому. Наличие аккредитации у РАО и ВОИС априори дает им право вмешиваться. Отзыв же прав и особенно свободных лицензий противоречит Бернской конвенции, — сказал омбудсмен.

Касательно идей и Минкульта, и Минкомсвязи Семенов скептичен:

— Зачем менять положение об аккредитации, если лицензии уже недавно выданы на 10 лет? Поправки будут через 10 лет работать? Кому они нужны? Обратной силы эти нормы иметь не будут. И почему 75%? Представьте, вы едете на машине, в трех случаях вы врезались в чьи-то машины, а в четвертый раз врубился кто-то еще, а платите все равно вы. Три раза вы ударили сами, а четвертый оплатили просто так. Нравится такая логика? Эти 25% нужно будет вернуть пользователям, раз технологии не до конца соответствуют, — рассуждает Семенов. — Относительно законопроекта Минкомсвязи: меня не звали на обсуждение этого проекта, я предлагаю сесть и все обсудить. Проблему нужно решать иначе: нужно разделить регулирование по правообладателям-получателям средств — по юрлицам и физлицам. Сейчас все запутано специально, чтобы никто ничего не понял. Такие структуры, как РАО, должны заниматься социальным страхованием граждан-правообладателей, как негосударственный пенсионный фонд, и именно поэтому они созданы в виде общественных организаций. А юридическим лицам вовсе не нужно, чтобы их правами кто-то управлял, это не бедные пенсионеры.

Источник, близкий к Минкультуры, на это указал, что поправка о 75% в постановление правительства от 2007 года заработает в следующем году, и будет распространяться на уже аккредитованные организации, так как вопрос относится не к гражданско-правовым или уголовно-правовым, а к сфере административного права. Оперативный комментарий Минкультуры получить не удалось.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.