«Автоваз» увеличивает долю на рынке, пока западный автопром в России переживает кризис

«Автоваз» увеличивает долю на рынке, пока западный автопром в России переживает кризис

Снижение покупательской способности россиян и падение спроса на автомобили привело в 2015 году к закрытию завода американского GM в Петербурге, простоям производств и сокращениям на российских предприятиях европейских автоконцернов, но сыграло на руку российскому автопрому.
Благодаря более низким ценам и программам господдержки он смог укрепить свои позиции.

Сокращение и приостановка Ford
Ford Sollers 18 ноября отправил на каникулы сразу два российских завода по сборке автомобилей — всеволжский завод по сборке Ford Focus и Ford Mondeo и завод по сборке Ford Fiesta и Ford EcoSport в Набережных Челнах. Выпуск машин в Ленинградской области планируется возобновить 15 января. Завод Ford Sollers в Набережных Челнах выходит с каникул также в январе. Внеплановая остановка в этом году грозит еще одному татарстанскому заводу Ford Sollers — в Елабуге. «Промышленная площадка Ford Sollers в Набережных Челнах остановлена.

На заводе Ford Sollers в Набережных Челнах работают около 1,3 тысячи сотрудников, персонал завода в Елабуге составляет около 1,5 тысяч человек. По данным Пузаковой, за период вынужденного простоя автозаводы выплатят сотрудникам две трети от зарплаты.

На предприятии во Всеволжске работает около 1,4 тысяч человек, но в ноябре здесь была запущена программа добровольного увольнения сотрудников, которая, по оценкам экспертов, могла затронуть 180-190 человек. В 2014 году по соглашению сторон ленинградский завод покинули 700 сотрудников. В прошлом году мощности всеволжского завода были загружены на 25-30%.

GM покинул Россию
В начале года о консервации завода в Санкт-Петербурге заявил американский концерн General Motors (GM) — сперва было прекращено производство полного цикла моделей Chevrolet Cruze и Opel Astra, затем — крупноузловая сборка Chevrolet TrailBlazer и нескольких моделей Cadillac.

Под сокращение попали почти все сотрудники предприятия. По данным прокуратуры, поэтапное сокращение затронуло 915 человек, Смольный называл цифру в 800 человек, объясняя тем, что часть сотрудников останется обслуживать законсервированное производство, сам GM Auto ограничился примерными цифрами о численности работников завода — около 1 тысячи человек с учетом офисных сотрудников.,
Уволенные GM сотрудники получили работу на предприятиях судостроения, табачной отрасли и в автопроме, сообщила официальная служба и кадровое агентство компании. Тем временем, профсоюз автозавода и органы власти Санкт-Петербурга говорили о том, что бывшие работники автоконцерна испытывали сложности с трудоустройством.

«Все 900 сотрудников, которые там работали, имеют представление о вакансиях на рынке труда. Проблема в том, что профсоюзы сыграли деструктивную роль — своей активной позицией они сделали так, что сегодня этих людей с General Motors не сильно охотно будут брать в автопром», — говорил ТАСС глава городского комитета по труду и занятости Дмитрий Чернейко в апреле. Он уточнил, что бывшим сотрудникам завода, зарегистрированным на территории Петербурга, в случае обращения будет предоставлено пособие, жителям других регионов (около четверти всех работников) — только консультации и помощь в трудоустройстве.

Консервация GM позволила Hyundai по итогам девяти месяцев 2015 года увеличить свою долю на рынке произведенных в Петербурге машин до 74%. Доля Toyota и Nissan, производство которых также расположено в Ленинградской области, составила по итогам января-сентября 20%. Петербургский завод Toyota кризис будто обошел стороной. Предприятие к концу 2015 года удвоит проектную производственную мощность до 100 тысяч автомобилей в год. В 2016 году планируется расширить штат сотрудников на 800 человек. Сейчас Toyota собирает обновленную модель Toyota Camry, с 2016 года начинает выпуск RAV4. На предприятии в две смены работает 1,8 тысячи человек.

Короткая неделя Peugeot и Volkswagen
Калужский автоконцерн «ПСМА Рус» (СП Mitsubishi Motors и PSA Peugeot Citroen) с 1 февраля 2016 года по 31 июля 2016 году будет работать всего четыре дня в неделю. «В целях реализации мероприятий по выполнению годового плана производства автомобилей на 2016 год, предотвращения массового увольнения работников и, следовательно, сохранения рабочих мест, «ПСМА Рус» вводит режим неполного рабочего времени», — сообщили ТАСС в пресс-службе компании на прошлой неделе.
В течение четырех месяцев 2015 года завод находился в простое, а весной были прекращены трудовые договора с сотней сотрудников автоконцерна. «ПСМА Рус» собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi.

Калужский завод по сборке автомобилей Volkswagen в 2015 году ограничился пятимесячным переходом на четырехдневку, но при этом распрощался с 600 сотрудниками. Пока планов по сокращению персонала или рабочей недели на заводе нет. Volkswagen производит сборку Volkswagen Polo Sedan, Volkswagen Tiguan и Skoda Rapid.

Власти Калужской области заявляют, что критические времена для автокластера в регионе прошли: в 2016 году рассчитывают на стабилизацию ситуации в автопроме области, а с 2017 года — ожидают рост. «По автопрому в Калужской области просели в прошлом и в этом году, но остальные отрасли себя чувствуют неплохо. В следующем году увидим общее улучшение ситуации. Автопром, мы считаем, что пойдет в приличный рост в 2017 году, в 2016 ситуация будет стабильная, без критических изменений», — заявлял ТАСС первый замгубернатора Калужской области Алексей Лаптев.

Продажи легковых машин упали на треть
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих (LCV) автомашин с начала года упали на 33,6% — до 1,322 млн машин. В октябре темп падения рынка составил 38,5% — 129,9 тысяч машин. По итогам 2015 года спад российского автопрома не должен превысить 30%, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, выступая в рамках правительственного часа в Госдуме 11 ноября.
«Были прогнозы, что спад составит до 50%, но использование антикризисных мер, об этом говорил с этой трибуны (первый вице-премьер) Игорь Шувалов, позволило не допустить такого спада — по нашим оценкам, он не должен превысить 30%», — сказал Дворкович.

В тройку самых продаваемых марок в России по итогам октября вошли LADA (снижение на 46% — до 20,6 тыс. машин), Kia (снижение на 17% — до 14,4 тыс.) и Hyundai (снижение на 8% — до 14,1 тыс. машин). Самыми продаваемыми моделями в прошлом месяце стали Hyundai Solaris (9,5 тыс. автомобилей), Lada Granta (9,3 тыс. автомобилей) и KIA New Rio (9 тыс. автомобилей).
Минимизировать потери автопредприятий помогает поддержка производителей. Ее оказывает Минпромторг, который стимулирует спрос на автомобили через различные механизмы (субсидирования части процентной ставки по автокредитам, льготной покупки автомобилей через утилизацию и льготный автолизинг). Депутаты Заксобрания Ленинградской области на прошлой неделе поддержали закон о двукратном снижении налога на имущество для предприятий областного автокластера сроком на три года. Кроме того, 16 ноября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, обеспечивающее дополнительную загрузку предприятий автопрома.

Дворкович подчеркивал, что наибольшую выгоду от применения антикризисных мер получают российские автопроизводители. «Комплексная поддержка города Тольятти, «Автоваза» позволила в целом ситуацию в этом регионе стабилизировать. Тем не менее, этот вопрос остается в центре нашего постоянного внимания, и меры, связанные с рынком труда, созданием замещающих производств, а также продвижением на рынок новой линейки автомобилей, — все это остается в числе наших приоритетов», — отметил вице-премьер.

LADA расширяет модельный ряд
Несмотря на снижение покупательской способности, «Автоваз» в 2015 году начал серийное производство LADA Largus Cross и LADA Vesta в Ижевске, в середине ноября запустил сборку LADA Granta в Чечне и ведет переговоры об организации сборки на чеченском заводе LADA Vesta с 2016 года.

15 декабря «Автоваз» начнет серийное производство новой модели LADA XRAY, которая поступит в продажу в феврале 2016 года. Кроме того, группа планирует в этом году увеличить производство автомобилей LADA 4х4 Urban, в следующем — запустить производство LADA Vesta Cross.
Российский концерн, несмотря на низкую покупательскую способность, планировал в 2015 году увеличить производство машин на 20% в сравнении с показателем прошлого года — почти до 619,6 тысяч автомобилей. Однако в середине года концерн заявил, что скорректирует производственный график на этот год на фоне ухудшившейся экономической ситуации. Согласно последним данным, в 2015 году «АвтоВАЗ» может произвести около 500 тысяч автомобилей. И при этом увеличить свою долю на российском рынке с 16,5% в 2014 году до 19% в 2015 году. «Мы постараемся сделать все, чтобы сохранить долю рынка в 19%, в прошлом году в первом полугодии эта доля составляла 16,5%, эти полгода наша доля составляет 19%», — сказал президент «Автоваза» Бу Андеррсон, подчеркнув, что «Автоваз» производит «хорошие автомобили, хорошего качества».

Чиновники пересядут на LADA Vesta
Качество автомобилей уже оценил топ-менеджмент «Автоваза», который еще в прошлом году был переведен на автомобили отечественного производства. Этот опыт сейчас перенимает руководство Самарской области — в 2016 году планирует закупить 50 автомобилей LADA Vesta, чтобы пересадить на них чиновников областного правительства. В перспективе 80-90% чиновников и сотрудников госпредприятий в Самарской области пересядут на машины производства «Автоваза».

О планах по отказу чиновников от иномарок губернатор Самарской области заявил в октябре 2014 года, мотивировав это необходимостью «жесткой экономии бюджетных средств». Серийное производство LADA Vesta началось на заводе «Ижавто» 25 сентября 2015 года. В этом году планируется произвести 5 тысяч LADA Vesta, а в следующем году — до 70 тысяч. По предварительным данным, цена модели составит от 495 до 600 тысяч рублей. Продажи LADA Vesta начнутся 25 ноября.

Автокластер Северного Кавказа
Ставропольский край заявил о намерении создать на Северном Кавказе автомобильный кластер, в который войдет строящийся в регионе завод по сборке автомобилей бюджетных китайских марок, черкесский завод Derways, собирающий Lifan, и чеченский завод в Аргуне «Чеченавто». Вопрос о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Аргун — Ставрополь — Черкесск» уже практически решен — заявка от глав трех субъектов направлена в Минэкономразвития.
Вопреки тенденциям рынка автопроизводителей, на Ставрополье сохраняют сроки запуска нового автозавода, готовность которого в настоящее время составляет 60%. «Несмотря на экономические проблемы в отрасли, будет сделано все возможное, чтобы не отходить от намеченных графиков пуска предприятия», — заявил ТАСС министр энергетики, промышленности и связи края Виталий Хоценко. Планируется, что ставропольский завод заработает к концу 2016 года.

По проекту, в регионе будет производиться порядка 20 моделей и модификаций автомобилей привлеченных брендов с различной комплектацией. Продукция ориентирована на самые массовые сегменты российского автомобильного рынка: классы «В», «С», «Crossover» в этих же классах и SUV. На первом этапе предполагается выпускать по 100 тысяч легковых авто ежегодно с объемом инвестиций более 9,6 млрд рублей, но затем производство можно удвоить. Derways, наряду с «Автовазом», тоже заявил о планах расширить модельный ряд — с 2016 года предприятие планирует приступить к сборке двух новых моделей автомобилей Lifan. «Одна из них — седан Lifan 650, вторая уточняется», — сказал представитель предприятия. Сейчас завод выпускает шесть моделей этого автомобиля.

Derways в этом году планирует выпустить 20 тысяч автомобилей, что более чем в два раза меньше прошлогодних показателей. Несмотря на снижение объемов производства в этом году, предприятие возобновило сборку китайских автомобилей Geely, приостановленную в конце 2014 года по инициативе партнера из-за сложной экономической ситуации. Снова выпускаются все четыре модели Geely: Emgrand EC7, MK08, MK Cross и GC6.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.