Газ для машин дорожает в четыре раза быстрее бензина

Газ для машин дорожает в четыре раза быстрее бензина

За январь — сентябрь газомоторное топливо (ГМТ) в России подорожало на 40,9 процента, сообщил Росстат. Цена литра приблизилась к 26 рублям против менее 19 рублей в начале года. Росстат под ГМТ подразумевает сжиженные углеводородные газы (СУГ), то есть пропан-бутан.
За тот же период розничные цены на бензин выросли почти на девять процентов, то есть ГМТ дорожает в четыре раза быстрее. И если цена бензина на АЗС с июня прекратила расти на фоне экстренных мер, принятых правительством и нефтекомпаниями, то ежемесячный рост цен на пропан-бутан на шесть-семь процентов сохраняется.

В условиях роста цен на нефть и аналогичного движения в ценах на газ мировой спрос на ГМТ растет (традиционно ГМТ почти на 20 процентов дешевле нефтяного топлива). С ростом спроса, а также ослаблением курса рубля российским производителям становится выгодно поставлять продукцию на экспорт, и зачастую — в ущерб внутреннему рынку, говорит главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Рост цен на ГМТ, на его взгляд, вызван пониженными экспортными пошлинами на СУГ (текущий уровень цен попадает в диапазон 490-640 долларов за тонну, при котором экспортная пошлина составляет 50 процентов от разницы текущей рыночной цены и уровня 490 долларов).

Представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) обсуждают введение пошлин на уровне нафты, которые достигают 72 долларов за тонну, для сдерживания цен, говорит Покатович. «Для стабилизации цен на рынке ГМТ, вероятно, правительству придется реализовать аналогичные рынку бензина дополнительные демпфирующие (сглаживающие колебания цен. — Прим. ред.) механизмы», — считает аналитик.

Для более эффективного влияния на скачки цен надо корректировать систему установления и применения экспортных пошлин. ФАС уже выступила с инициативой в адрес правительства о корректировке экспортных пошлин, говорил в начале октября начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Дмитрий Махонин. Он также называл «интересным» механизмом отрицательный акциз.

Из-за резкого роста оптовых цен на сжиженный газ (на 63 процента с начала года) владельцы заправок вынуждены повышать стоимость в рознице, из-за чего падают продажи, но удается удержать маржу на приемлемом уровне, говорит аналитик Vygon Consulting Анна Львова. Розничные цены на СУГ, в отличие от бензина, не регулируются государством: АЗС вольны устанавливать любой ценник на пропан-бутан. «Будут ли расти цены на газ, зависит от владельцев заправок: готовы ли они поступиться снижением объемов реализации при увеличении стоимости топлива ради сохранения маржи», — констатирует эксперт.

Тем временем на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже начались торги поставочными фьючерсами (контрактами) на технический пропан-бутан. Теперь компании смогут закупиться им на три месяца вперед, заранее зная цену. Биржа считает, что такие финансовые инструменты помогут снизить колебания цен, но Анна Львова замечает, что ситуацию с розничными ценами на СУГ это вряд ли изменит. Антон Покатович добавляет, что поставочные фьючерсы помогут нефтетрейдерам планировать поставки пропана-бутана, но достаточной мерой для стабилизации ценовой конъюнктуры рынка не станут.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.