СМИ: стратегия ЦСР предполагает повышение пенсионного возраста с 2020 года

СМИ: стратегия ЦСР предполагает повышение пенсионного возраста с 2020 года

Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагает увеличение пенсионного возраста с 2020 года, административную реформу «с вовлеченностью лидера», сокращение за 20 лет социальных и военных расходов в пользу образования и здравоохранения. Такие меры будут закладываться в конструкцию готовящейся центром президентской стратегии на 2018—2024 годы. Ее проект глава ЦСР Алексей Кудрин представил вчера на совещании у премьера Дмитрия Медведева, пишет «Коммерсант» со ссылкой на презентацию ЦСР. Главной целью президентской стратегии, разрабатываемой на площадке ЦСР, является увеличение темпов роста ВВП РФ до 4,3% к 2024 году с сохранением их на уровне не ниже 3,7% до 2035 года. «Инерционные» оценки ЦСР (без реализации стратегии) предполагают торможение восстановительного роста ВВП: 2,4% к 2024 году и 1,7% в год — к 2035 году.

Основным инструментом вывода российской экономики на целевую траекторию в ЦСР видят повышение производительности труда, а альтернативой называют привлечение в экономику до 2019 года дополнительных (по отношению к прогнозным показателям Минэкономики) 4,5 млн человек рабочей силы и 40 трлн рублей инвестиций.
Проблему роста численности экономически активного населения команда Кудрина предлагает решать за счет увеличения пенсионного возраста с 2020 года. Рассматриваются два сценария: рост срока выхода на пенсию по полгода в год, до 63 лет в 2035 году, или по году в год, до 63 лет к 2028 году. В первом случае это позволит вернуть к 2035 году численность трудоспособного населения к уровню 90 млн человек (максимум, достигнутый в 2006 году), во втором — к 88 млн человек к тому же сроку.
Вторая часть — новая попытка поворота к высокотехнологичной экономике как способ роста производительности труда. Концепция долгосрочного развития (она же «Стратегия-2020») правительства 2008 года не выполнена — расходы на НИОКР почти не выросли, доля инновационных промпредприятий увеличилась с 8,5% до 10% к 2014 году вместо планировавшихся 40—50%.

Меры в области бюджетной политики от команды ЦСР рассчитаны исходя из двух вариантов политики. Первая, «маневр 34», — увеличение налогового перераспределения через рост ставок налогов в 2019 году с плавным снижением доли расходов консолидированной бюджетной системы к 2030 году на уровне 34% ВВП (сейчас 37,3%). Вторая, «маневр 32», — это сохранение ставок налогов на нынешнем уровне, жесткая бюджетная консолидация и снижение всех госрасходов к 2025 году до 32% ВВП. В варианте с ростом налогов до 2035 года главные объекты увеличения госрасходов — здравоохранение (плюс 1,4 процентного пункта в общих расходах), образование (плюс 0,8 п. п.) и экология (плюс 0,2 п. п.), главные объекты сокращения — социальная политика (за счет роста пенсионного возраста, минус 1,4 п. п.), национальная оборона (минус 1 п. п.), нацбезопасность (минус 1 п. п.), ЖКХ (минус 0,4 п. п.), а также общеэкономические вопросы (минус 0,6 п. п.). В варианте с бюджетной консолидацией (по цифрам совпадающей с расчетами Минфина до 2020 года) более жестко режется статья «национальная экономика» — на 1,6 п. п. против 0,4 п. п. в варианте с ростом налогов, и мягче — силовые блоки. Дилемма, предложенная ЦСР, выглядит так: «Если мы хотим поддерживать промышленность, то неизбежно придется повышать налоги».
Еще одна предлагаемая ЦСР реформа — запуск в России «новой научной и промышленной революции». Она предполагает новый раунд реформ в науке (РАН, ФАНО, РНФ), реинжиниринг институтов развития, в целом новую попытку научно-инновационного рывка. Наконец, важная составляющая происходящего — административная реформа. По мнению экспертов ЦСР, в обществе уже сейчас сложилось понимание, что без значимых структурных реформ не будет роста доходов, а по поводу архаичности системы госуправления есть общественный консенсус: эта реформа будет иметь общественную поддержку.

Кроме того, важна личная «вовлеченность лидера» в эти реформы (видимо, имеется в виду Владимир Путин), требуются знаковые кадровые назначения, «создание ощущения неизбежности и правильности изменений» и «наличие быстрых побед». ЦСР, видимо, также будет предлагать одной из идеологем реформы снижение уровня социального расслоения, вернее доходного расслоения. Оставить все как есть рискованно: в презентации обозначены риски инерционного развития. По мнению ЦСР, любой внешний шок с 2017 года в этом сценарии приведет к снижению уровня жизни населения, сократится доля РФ в мировой экономике. В качестве такого шока ЦСР видит или остановку китайского роста, или новый спад цен на нефть.

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.