Страховой Гербалайф

Страховой Гербалайф

Банк России 21 сентября объявил о создании списка системно значимых страховщиков. В него вошли 22 компании. Как пояснил директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук, в перечень попали те страховые организации, в которых застраховано наибольшее количество физических и юридических лиц. Что будет с остальными.

Поделись с другом

Ситуация на отечественном страховом рынке, судя по всему, близка к критической и чем-то напоминает кризис, который происходит в банковской отрасли. Однако его специфика может оказаться намного сложнее. Об этом можно судить не только по скорости отзыва лицензий у отдельных небольших страховых компаний, но и по маркетинговой политике, которую теперь исповедуют и их более крупные собратья по цеху.

В конце августа Центральный банк отозвал лицензии сразу у пяти страховых компаний, в числе который «Страховой Брокер», СБ «Еврогарант», Страховой брокерский дом «Славянский» и другие. В июле права на осуществление коммерческий деятельности лишились еще семь страховщиков, в том числе «Русский альянс» и группа «Компаньон». Отзыв лицензий регулятор обосновал несоблюдением страховщиками требований к финансовой устойчивости. В первую очередь это связано с тем, что спрос на такой вид услуг как страхование жизни в России неизменно падает.

В настоящее время объем всего страхового рынка составляет 1 триллион рублей. На страхование жизни приходится чуть более 10 процентов этой суммы. Причем львиная доля полисов — около 50 миллиардов рублей — продается через банки при выдаче кредитов. Все бы ничего, только по статистике Федеральной антимонопольной службы (ФАС) жалобы на навязывание страхования жизни занимают второе место после навязывания дополнительных соглашений к полисам ОСАГО.

Граждане гораздо меньше тратят, осторожнее берут кредиты, да и платежеспособность их ухудшилась. Казалось бы, в связи с кризисом должно подняться именно рисковое страхование, люди должны охотнее страховаться от потери кормильца или трудоспособности. Однако в действительности объемы падают.

Как отмечают специалисты, в последнее время на страховом рынке все большее распространение получает продажа полисов методом сетевого маркетинга — MLM: страховые агенты убеждают граждан купить страховку не только себе, но и убедить своих родственников, соседей, коллег по работе… Сами агенты также покупают полисы, а клиентам предлагают распространять услугу дальше — то есть фактически стать агентами. За привлечение новых клиентов обещают всевозможные бонусы.

Сам по себе сетевой, или многоуровневый маркетинг — вполне легальный бизнес. Проблема в том, что при такой схеме привлечения клиентов сама страховая компания рискует превратиться в финансовую пирамиду. Ведь речь идет фактически об обещании инвестировать средства клиентов под высокий доход. Страховой договор в этом случае заключается на длительный срок, обычно на 15-20 лет. А когда срок страхования истекает, а с клиентом ничего плохого не случилось, то он может вернуть всю сумму страховых взносов себе. При этом если он регулярно платил взносы, страховщик гарантирует ему определенную минимальную страховую выплату — независимо от доходов самой компании. В том случае, если несчастье происходит, клиент или его родственники получают страховое возмещение. Также держатель полиса в определенное время может расторгнуть контракт и получить его стоимость. Это не только страховка, но и форма сбережений. Плата за все эти «коврижки» — стоимость полиса. Это очень дорогой вид страхования.

«Страхование жизни — это не инструмент зарабатывания денег, не способ наживать барыши. Это способ сохранения ваших средств на всякие непредвиденные случаи. А они могут быть разные — как хорошие, так и не очень». Так говорилось в «Пособии страховым агентам», изданном в 1915 году. Это правило справедливо и сейчас.

«В сетевом маркетинге при продаже полиса акцент всегда смещен на бизнес. Ведь условием вступления в сеть является покупка полиса, а не реальная потребность в защите и накоплении. И когда у человека что-то не получается в этом бизнесе, как правило, он бросает и полис. Кроме того, он перестает обслуживать своих клиентов, которым успел продать страховые продукты», — рассказал «Ленте.ру» один из страховых агентов, работающих на крупную отечественную компанию. Но даже несмотря на MLM количество граждан, решивших застраховать жизнь, в последние годы неуклонно падает.

Мой банк меня бережет

«Динамика роста рынка страхования жизни сильно замедлилась по итогам 2014 года. Происходило это за счет падения темпов роста сегмента страхования жизни заемщиков», — объясняет заместитель генерального директора «Альфа-Страхование-Жизнь» Александр Денисов. Аналогичная картина, судя по всему, наблюдается и в этом году. Ведь способ продать страхование жизни, «пристегнув» его к другой финансовой услуге, был вторым основным способом продать этот продукт. Аргумент у банка железный: мы даем вам кредит на несколько лет и хотим быть уверены, что нам его вернут. А если с вами что-то случится в этот период? Кто вернет нам деньги? Страхуйтесь! Если не хотите, то мы откажем вам в займе, — это наше право.

С одной стороны, это очень напоминает продажу товара «в нагрузку» в Советском Союзе эпохи дефицита. Тогда желающий купить дефицитный товар должен был приобрести еще и другой, который плохо продавался, но отказаться от него было невозможно. Такое навязывание услуги встречает сопротивление со стороны государственных контролирующих органов. В первую очередь — со стороны Банка России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Еще в марте ФАС планировала установить штрафы за навязывание услуги страхования жизни и здоровья заемщика при выдаче кредитов. Должностных лиц предлагалось штрафовать на 50 тысяч рублей, банки — до 500 тысяч рублей. Для введения этих мер воздействия ведомство собиралось разработать дополнительные поправки к закону «О потребительском кредите». Но теперь концепция поменялась: антимонопольная служба предлагает ввести обязательный «период охлаждения» при продаже страховых полисов. То есть если вдруг, поддавшись на уговоры кредитного менеджера, вы купили полис, а потом пожалели о своем решении, полис можно вернуть без каких бы то ни было последствий или штрафных санкций.

Замглавы ФАС убежден, что эта мера эффективнее, чем даже очень большие штрафы. «Если период охлаждения будет действовать, штрафы будут не нужны», — сказал в беседе с «Лентой.ру» замглавы ФАС Андрей Кашеваров. Срок, в течение которого заемщик может передумать, предлагается установить до десяти рабочих дней. По словам Кашеварова, в конце сентября — начале октября ведомство направит предложения в Банк России. Причем, как отметил чиновник, там утверждают, что для введения этой меры совсем не обязательно менять законодательство — достаточно нормативного акта ЦБ. А это означает, что «период охлаждения» может быть введен довольно быстро — уже до конца года.

По свидетельству Кашеварова, некоторые банки и страховые компании ввели «период охлаждения» добровольно. В результате статистика жалоб в ФАС говорит о снижении случаев навязывания полисов в последнее время. При этом замглавы ведомства признает наличие «латентного навязывания» — случаев нарушения прав потребителя, о которых граждане по тем или иным причинам не сообщают. Чиновник убежден, что после того, как право отказа от этой услуги будет введено повсеместно, «возможности для навязывания резко сузятся».

Между тем страхование жизни — это в том числе и способ привлечения в экономику «длинных денег». И стагнация этого рынка, по мнению специалистов, может больно ударить по всему отечественному хозяйству.

Не по Сеньке шапка

Как признают в Банке России, немалую роль в ухудшении ситуации на рынке страхования сыграла именно девальвация рубля. По данным ЦБ, только в первом квартале этого года выплаты российских страховщиков выросли на 11 процентов в годовом выражении и достигли 112,85 миллиардов рублей. В то же время совокупные сборы увеличились всего на 1 процент — до 266,04 миллиарда рублей. А свои расходы на страхование теперь урезают не только домохозяйства, но и предприятия.

По данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), стагнация наблюдается в таких сегментах, как страхование имущества, грузов. Реже, чем раньше, граждане покупают каско для своих автомобилей. Особенно это заметно на фоне подорожания полисов ОСАГО. В среднем стоимость такого полиса в России, по данным Союза автостраховщиков, составляет 5,2 тысячи рублей — то есть он подорожал почти на 2 тысячи. С января по август этого года компании собрали с автолюбителей 136,2 миллиарда рублей (на 47 процентов больше, чем в прошлом году), а общий объем выплат при этом составил 76,4 миллиарда (на 38 процентов больше). Но это, пожалуй, единственная положительная новость для страховщиков. И отрицательная — для потребителей их услуг. Ведь в отличие от страхования жизни ОСАГО, в силу его обязательности, вполне можно сравнить с налогом. Только платежи по нему поступают не в бюджет.

В любом случае, по мнению президента саморегулируемой организации «Национальная страховая гильдия» Эллы Платоновой, к концу 2015 года в стране останется не более 350 страховщиков, причем у 300 из них сборы не превысят 5 миллиардов рублей. Чем не кризис?

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.