Субподрядчиков вводят в контрактную систему

Субподрядчиков вводят в контрактную систему

Минэкономики продолжает править закон о контрактной системе. Новые законопроекты, опубликованные ведомством, требуют раскрывать субподрядчиков по дорогим госконтрактам — для борьбы с «откатами» и коррупционными схемами — и поднимают контроль над муниципальными закупками на уровень субъектов РФ. Проверять региональных контролеров будет ФАС — в службе и на рынке приветствуют новации, говоря, что, по сути, муниципального контроля закупок в РФ де-факто и не было.

В соответствии с планом Генпрокуратуры по борьбе с «откатами» (утвержден указом президента N226 от 11 апреля 2014 года) Минэкономики опубликовало поправки к закону о контрактной системе, требующему раскрытия информации о привлекаемых поставщиками субподрядчиках и соисполнителях госконтрактов и согласования с ФАС возможности заключения контрактов с единственным поставщиком при привлечении им субподрядчиков с долей более 10% цены контракта.

Сейчас информация о субподрядчиках предоставляется заказчику, но не раскрывается публично (по федеральным контрактам дороже 1 млрд руб., по региональным — дороже 100 млн руб.). Новый механизм «обеспечит распространение общественного контроля и сделает публичными факты привлечения недобросовестных посредников»,— надеются в министерстве, отмечая, что через посредников реализуется ряд коррупционных схем — в том числе с участием организаций, аффилированных с должностными лицами заказчика. Инициатива Минэкономики предполагает снижение и ценового порога контрактов, при котором будет раскрываться информация о субподрядчиках,— его определит Белый дом. Также документ требует раскрытия информации о решениях контрольных органов — о согласовании или несогласовании заключения контрактов с единственным поставщиком.

Еще одним проектом (уже внесен в правительство) ведомство упразднит контроль закупок на муниципальном уровне. Функции по контролю таких закупок перейдут к контрольным органам субъектов РФ, а ФАС сможет их проверять. Также министерство предлагает установить систему оценки эффективности контроля в сфере закупок и создать межведомственный консультативный орган для выработки единых принципов и методологии его осуществления.

Причина передачи контроля на региональный уровень — «недостаточная эффективность реализации муниципальными контрольными органами своих функций», говорится в пояснительной записке к документу. Как заявляла на прошлой неделе на конференции по антимонопольному регулированию начальник управления контроля госзаказа ФАС Татьяна Демидова, в реальности «в большинстве муниципальных образований контрольные органы так и не были созданы». Руководитель портала FindTenders Владимир Ивлиев отмечает, что до сих пор у некоторых муниципалитетов есть сайты, где они могут публиковать закупки у единственного поставщика, оказывающиеся вне общественного контроля. По его мнению, «это напоминает ситуацию до принятия 94-ФЗ, когда торги вроде как публиковались, но о них знали только свои поставщики». «Если такого рода закупки будут публиковаться хотя бы на региональных порталах, то прозрачность значительно возрастет»,— считает он.

ФАС будет проверять региональные контрольные органы в режиме мониторинга — «как они трактуют нормы, как и чем руководствуются и т. д., пояснили в службе. Омбудсмен по закупкам, гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро вчера заявил , что одобряет законопроект — по его мнению, нынешняя система «никак не работает» из-за малого числа компетентных контролеров. «Сами себя муниципалитеты проверять не должны»,— говорит он.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.