Чиновники обсуждают возможность контроля за крупными расходами граждан

Чиновники обсуждают возможность контроля за крупными расходами граждан

В Минфине и Федеральной налоговой службе (ФНС) из-за необходимости бороться с серыми зарплатами вернулись к обсуждению давней идеи контроля за крупными расходами населения — надо чем-то наполнять бюджет. Логика у идеи есть, но не ясно, как наладить контроль, пишут «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников.

Пока обсуждается только возможность, идея очень сырая — никакого проработанного механизма нет, говорят собеседники издания. От Минфина такая инициатива не исходила, сообщает представитель министерства. Нельзя переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую, отмечает замминистра финансов Илья Трунин. Представитель ФНС не комментирует идею.

Данных у ФНС для такого контроля достаточно, считают чиновники. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам — для транспортного налога, рассказывает один из них, о покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра, можно получить и сведения о банковских счетах. Но использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам нельзя, предупреждает чиновник. Нужно обнаружить доходы, с которых не был уплачен налог, объясняет партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Сейчас НДФЛ с вмененного дохода уже взимается, рассказывает он: например, при продаже квартир, если она во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.

До 2003 года в Налоговом кодексе были ст. 86.1—86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. В 1990-е годы даже была специальная декларация о расходах, вспоминает бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник, но было совершенно не ясно, как определить, откуда у человека доход: купил квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства.

На этот раз реализовать идею будет тоже непросто, признают чиновники. «Самое сложное — определить доходы», — говорит бывший финансовый чиновник. Непонятно, за какой период учитывать доходы, рассуждает Костальгин: может, человек копил всю жизнь. По налоговым нарушениям срок давности и период проведения проверки — три года, по уголовным — десять лет.

Несовпадение расходов и доходов — фикция, согласен федеральный чиновник, выявить различия за десять лет просто невозможно. Другое дело — обязать декларировать определенные активы раз в год, рассуждает он, и если человек через полгода после отчетности купил квартиру, стоимость которой выше доходов, можно при проверке смотреть на задекларированные активы. Но вводить такие декларации нужно только для узкого круга лиц, продолжает он, иначе это дополнительная нагрузка на людей. Альтернативой может стать похороненная идея Минфина ограничить расчеты в наличных деньгах, рассуждает чиновник финансово-экономического блока, тогда будут сразу видны покупки, и не только квартир и машин, но и более мелкие.

Механизмы контроля за расходами сегодня уже есть, отмечает Трунин: большое число госслужащих, а также сотрудников госкомпаний ежегодно декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Их данные сейчас никак не используются в налоговом администрировании, продолжает он, а то, что декларируется в госорганах и госкомпаниях, и есть данные о внешних признаках благосостояния. Но переход к прямому налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов может повлечь за собой рост споров с налоговиками с неочевидным исходом, считает Трунин.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.