Власти РФ готовы сокращать неэффективные расходы ближайшие три года

Власти РФ готовы сокращать неэффективные расходы ближайшие три года

Бюджет 2017-2019 годов, уже названный одним из самых сложных за последние 14 лет, смог переломить тренд последних лет, когда госрасходы, даже несмотря на падение цен на нефть, кризисы и рецессии, продолжали упорно расти. На следующую трехлетку властям наконец удалось договориться о снижении расходов бюджета на все три года, пусть пока и в номинальном выражении. Однако проблему дефицита это до конца не решит, на его покрытие будут истрачены практически все резервы страны за три года, кроме того может потребоваться новый виток масштабной приватизации.

«Мы будем ограничивать неэффективные траты и повышать эффективность государственных расходов практически по всем направлениям и одновременно повышать качество управления в самом широком смысле этого слова. На мой взгляд, если мы сосредоточимся на решении стоящей перед нами задачи такими средствами, нас ждет успех», — сказал на форуме «Россия зовет!» президент РФ Владимир Путин. Согласно проекту бюджета 2017-2019, опубликованному сегодня, расходы федерального бюджета в следующем году составят 16,181 трлн рублей, в 2018 — 15,98 трлн рублей, в 2019 — 15,96 трлн рублей. Соответственно дефицит бюджета будет снижаться с 3,2% ВВП в 2017 году до 1% ВВП в 2019 году. Позже уже на совещании у президента министр финансов Антон Силуанов пояснил, что бюджет на трехлетку предусматривает постепенное сокращение дефицита бюджета, то есть тот дисбаланс в результате снижения нефтегазовых доходов, будет постепенно сокращаться. Что в свою очередь позволит обеспечить макроэкономическое равновесие и снизить инфляцию, а также ставки в экономике.

Никакого роста
Бюджет РФ будет балансироваться в основном за счет сокращения расходов, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов на форуме ВТБ Капитала «Россия зовет!». «Мы никаких изменений с точки зрения увеличения налоговой нагрузки принимать не будем, нагрузка в основном в расходах. Это единственно правильный путь поведения консолидации, хоть он и очень сложно дается», — сказал он. В бюджете 2017-2019 годов заложен рост расходов только на образование и охрану окружающей среды, по остальным направлениям расходы будут снижаться. Это следует из проекта бюджета РФ на 2017-2019 гг., опубликованном на портале правовой информации.
В частности, по разделу «Образование» расходы вырастут с 548,75 млрд рублей в 2017 году до 568,442 млрд рублей в 2018 году и незначительно снизятся до 566,398 млрд рублей в 2019 году. По статье «Охрана окружающей среды» расходы увеличатся с 76,254 млрд рублей в 2017 году до 78,066 млрд рублей в 2018 году и до 79,568 млрд рублей в 2019 году.

При этом традиционно самыми большой статьей остаются расходы на социальную политику (5,075 трлн руб. — 2017 год, 4,958 трлн рублей — 2018 год, 5,049 трлн рублей — 2019 год), по которым как раз и наблюдается сокращение. Совокупные расходы по статьям на национальную оборону и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность составят в 2017 году 2,22 трлн рублей, в 2018 — 2,21 трлн рублей, 2,199 трлн рублей. Снижаются расходы на здравоохранение: с 362,961 млрд рублей в 2017 году до 345,719 млрд рублей. Однако, сокращение финансирования здравоохранения из бюджета идет параллельно с увеличением финансирования этой сферы из Фонда обязательного медицинского страхования, которое должно проходить ежегодно.

«Главное направление, по которому сейчас происходит улучшение состояния бюджета — это снижение расходной части бюджета. Это неизбежно в нынешних условиях. Расходы бюджета надо привязывать к реальной текущей конъюнктуре. В это году цена нефти, при которой бюджет является бездефицитным, превышала 70 долл. за баррель. В следующем году после этих новшеств со стороны Минфина, в частности, снижения расходов, эта цена опустится примерно до 65 долл. за баррель. Это очень позитивная стратегия», — сказал ТАСС старший экономист Sberbank CIB Антон Струченевский.

Диетический бюджет
Министр финансов Антон Силуанов заявил, что «бюджетный пирог» на ближайшую трехлетку получается «диетическим». В частности доходы бюджета в отношении к ВВП стабильно снижаются: с 16,2% ВВП в 2016 году до 14,9% ВВП в 2019 году. Минфин верстал «трехлетку», основываясь на самых пессимистических прогнозах: в частности, в проект бюджета на 2017-2019 гг. будет заложена цена на нефть на уровне $40 за баррель, несмотря на рост цен на нефть на фоне позитивных для рынка новостей о соглашении стран ОПЕК по заморозке добычи нефти. Не добавит оптимизма и уровень инфляции, заложенный в бюджет, на все три года он прогнозируется на уровне 4%, соответственно исходя из этого и будут индексироваться пенсии и прочие социальные выплаты. При этом глава Минэкономразвития Улюкаев сегодня заявил, что больше верит в реализацию сценария «базовый+» (оптимистичного), согласно которому темпы роста экономики превысят в 2019 году 2,4%. Однако в этом же сценарии заложены и более высокие темпы инфляции: 4,5% в 2017 году, 4,3% в 2018 году, 4,1% в 2019 году.

Минфин последние месяцы активно искал возможности для мобилизации доходов в бюджет. Всего эти меры должны принести в бюджет 3 трлн рублей за три года: 831 млрд — в 2017 году, 911 млрд — в 2017 году, 1,041 трлн — в 2019 году. Силуанов неоднократно заявлял, что налоги в России в ближайшую «трехлетку» повышаться не будут, а главный акцент будет сделан на улучшение их собираемости. Однако по- прежнему острым остается вопрос повышения изъятий в нефтегазовой сфере. В целом за три года Минфин рассчитывает получить 750 млрд рублей дополнительных доходов с нефтяников: 200 млрд рублей в 2017 году, 250 млрд — в 2018 году, 300 млрд — в 2019 году. Рост НДПИ при добыче природного газа для «Газпрома» принесет в 2017-2019 годах еще 370 млрд рублей — 170 млрд рублей в 2017 году и по 100 млрд рублей в 2018-2019 годах.
Что касается акцизов, то пока Минфин рассчитывает получить через повышение акцизов на нефтепродукты в 2017-2019 гг. 215 млрд рублей: 50 млрд руб. в 2017 г., 75 млрд руб. — в 2018 г. и 90 млрд руб. в 2019 г. Таким образом, доля акцизов в повышении налоговой нагрузки на нефтяную отрасль планируется на уровне 30%.
Важной статьей доходов станут дивиденды госкомпаний. Дополнительные поступления от них, если все госкомпании будут платить дивиденды на уровне 50% от чистой прибыли по МСФО составят 831 мдрд рублей: 269 млрд в 2017 году, 274 млрд рублей — в 2018 году и 288 млрд рублей в 2019 году.

Резервы под нож
Самым главным, по словам министра, являет то, что к концу 2019 года прекратится использование резервов для финансирования дефицита бюджета: для сокращения дефицита бюджета будут использоваться внешние заимствования на внешнем и внутреннем рынках, а также доходы от приватизационных сделок, которые будут проведены в ближайшую трехлетку. Резервный фонд будет полностью исчерпан в 2017 году: в частности, Минфин планирует истратить на покрытие дефицита бюджета в 2017 г. 1,15 трлн руб. из Резервного фонда и 659 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В 2018 г. министерство планирует истратить на покрытие дефицита бюджета из ФНБ 1,14 трлн руб., а в 2019 г. — 136,86 млрд руб.

«Я считаю, что Резервный фонд будет исчерпан во втором квартале 2017 года. Использование ФНБ дает достаточно ограниченные возможности, потому что средства ФНБ частично инвестированы, а частично предназначены для решения структурных задач, в частности, возможной докапитализации госкорпораций, если будет необходимо. Основная опция при исчерпании резервного фонда — это выход на долговой рынок. Вопрос времени, когда это случится, насколько быстро», — заявила главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова.

Минфин хочет увеличить программу внешних заимствований в 2017 г. до $7 млрд, в 2018-2019 гг. — по $3 млрд. Это следует из проекта бюджета на 2017-2019 гг., подготовленного Минфином РФ и опубликованного на портале правовой информации. При этом объем внутренних государственных заимствований составит по 1,05 трлн рублей в 2017-2019 гг. Кроме того, правительство РФ в 2017 году может принимать решения о размещении евробондов номинальной стоимостью до 4 млрд долларов в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами. Такие решения могут приниматься в целях снижения объема государственного внешнего долга, а также сокращения расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов, говорится в проекте бюджета.

Другие источники
«Аспект приватизации — это пополнение бюджета, то есть финансирование дефицита бюджета не за счет Резервного фонда, а за счет приватизации. Наряду с заимствованием приватизация — это основной источник финансирования дефицита бюджета», — уверен председатель правления банка ВТБ 24 Михаил Задорнов. Пока в бюджет не заложены существенные средства от приватизации на 2017-2019 годы. Хотя в этом году только на покрытие дефицита бюджета запланировано 382 млрд рублей (поступления от приватизации пакета «Роснефти» попадут в бюджет через «Роснефтегаз» и учитываться как доходы бюджета).

При этом и министр финансов и министр экономического развития уверены, что необходимо возвращаться к вопросу масштабной приватизации в следующую трехлетку. «Пока у нас нет больших объемов, больших планов по приватизации. Я думаю, что вместе с коллегами из министерства экономического развития при очередных бюджетных циклах мы этот вопрос обязательно будем затрагивать», — сказал Силуанов. В свою очередь Улюкаев заявил, что считает вполне реальными планы по привлечению от приватизации 200-300 млрд в год. Ранее он сообщил, что в 2017 году могут быть приватизированы госпакет 10,9% акций ВТБ, «Совкомфлот», 20% Новороссийского морского торгового порта (НМТП), а также еще 8% акций «Алросы».

Ранее власти неоднократно заявляли, что приватизация это не только способ покрыть дефицит бюджета, но и способ повысить эффективность управления компаниями с госучастием. Сегодня эта тема так же поднималась на форуме «Россия зовет!». Владимир Путин заявил, что намерен до конца года встретиться с крупнейшими компаниями с госучастием и просит кабмин проанализировать их работу. «До конца этого года я сам намерен встретиться с представителями наших крупнейших компаний с госучастием, а правительство и администрацию президента буду просить подготовить соответствующую информацию и анализ того, что и как было сделано за предыдущий период, в том числе за этот год. Будем тогда давать оценки эффективности деятельности той или иной компании с госучастием», — сказал глава государства.

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.