«Аэроэкспресс» не планирует повышать цены на билеты

«Аэроэкспресс» не планирует повышать цены на билеты

​В условиях спада пассажиропотока «Аэроэкспресс» не будет повышать цены на билеты и продолжит совершенствовать качество обслуживания, сообщил в интервью ТАСС исполнительный директор компании Алексей Сорокин.
По его словам, в прошлом году компанией было выполнено немало серьезных задач: строительство нового терминала на Павелецком вокзале, запуск wi-fi в поездах, а также были предприняты шаги по развитию тарифной системы.
«В этом году мы продолжим развивать эти направления. Мы уже ведем строительство новой платформы с навесом в аэропорту Домодедово, что существенно повысит уровень комфорта для наших пассажиров. Завершить строительство мы планируем во втором-третьем квартале текущего года. Мы продолжим развивать гибкую систему тарифов и работу с корпоративными клиентами», — сообщил Сорокин.
Основные приоритеты компании сохраняются, отметил он. Речь идет о повышении эффективности деятельности, дальнейшем развитии систем качества обслуживания пассажиров и безопасности движения, пояснил исполнительный директор «Аэроэкспресса».
— «Аэроэкспресс» за 2015 год снизил перевозки пассажиров на 22% по сравнению с 2014 годом — до 13 млн человек. Ожидаете ли восстановления спроса в текущем году? За счет каких факторов?
— Давайте посмотрим, какие факторы в прошлом году влияли на рынок интермодальных железнодорожных перевозок, как и на другие виды транспорта между Москвой и аэропортами.

Первый – это непростая экономическая ситуация и снижение доходов населения. Кроме того, существенное влияние оказал рост транзитного пассажиропотока. Не секрет, что авиакомпании оптимизируют свои маршрутные сети, зачастую исключая из них перелеты между региональными центрами. Например, два человека, которые хотят вылететь из Самары в Воронеж, в этой ситуации летят через Москву. Потом из Москвы они вылетают в Воронеж, а их уже посчитали как четырех пассажиров, обслуженных московским аэропортом. То же самое происходит на обратном пути, то есть восемь раз их учитывают в пассажиропотоке аэропорта, при этом они даже потенциально не становятся нашими клиентами – не выходят в город, им не надо никуда ехать. Это достаточно серьезный фактор, благодаря которому московским аэропортам удается удерживать свой пассажиропоток на более-менее стабильном уровне, но в целом происходит снижение числа потенциальных клиентов для нас, для такси, маршруток и рейсовых автобусов.
Также фактором, который оказал влияние на результаты прошлого года, стало развитие дорожной сети и улучшение транспортной ситуации в городе в целом. В четвертом квартале прошлого года к этому прибавилось серьезное снижение рынка туристических услуг, на которое повлиял отказ от авиасообщения с Египтом и от реализации туристических путевок в Турцию, а ведь в нашем пассажиропотоке более 50% составляли пассажиры, которые летят на отдых. Все те же факторы действуют и в текущем году.
Однако в то же время растет внутренний туризм – мы это почувствовали на предпраздничной неделе перед 8 Марта, когда мы перевезли столько же пассажиров, как и в аналогичный период прошлого года. То есть люди поехали отдыхать в Симферополь, Сочи, Минеральные Воды, Санкт-Петербург. К примеру, в 2015 году число туристов, отправившихся на отдых в Крым выросло на 200%, а в Сочи этот показатель вырос на 100%. Поэтому есть определенные надежды на улучшение ситуации и на то, что люди будут более активно пользоваться авиатранспортом, учитывая, что авиакомпании сегодня предлагают новые привлекательные тарифы, и мы наблюдаем снижение цен на внутренние перелеты.
— В свете сокращения пассажиропотока рассматривается ли вопрос изменения частоты курсирования «Аэроэкспресса»?
— Снижение спроса на международные перевозки определенным образом компенсируется ростом спроса на внутренние перевозки. Кроме того, для пассажира важно иметь четкое понимание такта движения транспорта. Поэтому, даже несмотря на снижение количества обслуживаемых пассажиров по итогам прошлого года, мы не видим целесообразности к сокращению тактовой частоты – иначе мы просто потеряем наших пассажиров.

— В целях повышения качества обслуживания не планируете увеличить частоту курсирования «Аэроэкспресса» по направлению аэропорта Внуково?
— Мы совместно с РЖД проделали определенную работу в последние два года: в часы «пик» мы ездим по направлению Москва-Внуково раз в полчаса. Естественно, мы имеем такое желание – увеличить частоту курсирования по этому направлению, даже несмотря на то, что пассажиропоток аэропорта в четвертом квартале прошлого года и в этом году снижается. На перспективу достаточно важно иметь тактовую частоту по данному направлению раз в полчаса, но здесь вопрос к возможностям инфраструктуры.
— Востребован ли по-прежнему бизнес-класс, учитывая, что в условиях кризис люди стараются экономить?
— Да, эта услуга востребована. В процентном соотношении доля пассажиров бизнес-класса осталась прежней по итогам 2015 года – это те же 3% от нашего общего пассажиропотока.
— Чего ждать пассажирам «Аэроэкспресса» в отношении тарифов? Планируется ли в этом году повышение цен на билеты?
— Вопрос очень важный, потому что касается наших клиентов. Немного истории: мы за последние пять лет увеличили минимальную стоимость билета при поездке стандартным классом всего лишь на 31%: на начало 2011 года она составляла 320 рублей, а сегодня — 420 рублей. В то же время инфляция за те же пять лет составила более 50%, то есть общие темпы роста потребительских цен практически в два раза превышали темы роста стоимости нашей услуги благодаря нашим усилиям по снижению себестоимости и повышению эффективности всех бизнес-процессов.
В течение трех лет, с 2011 по 2013 гг., мы сохраняли цены на одном уровне, но потом приходилось принимать непопулярные решения. Сегодня при минимальной стоимости в 420 рублей при покупке билета через электронные каналы продаж мы пока не видим возможности для повышения цен. К тому же, учитывая снижение доходов населения, не хочется принимать такие меры. Поэтому будем работать над повышением эффективности и стараться сохранить стоимость билета для пассажиров на текущем уровне.

— Недавно «Аэроэкспресс» запустил бонусную программу – каковы первые результаты? Не планируете ли совместных программ лояльности с другими компаниями?
— Основной целью запуска бонусной программы было увеличить частоту пользования нашими услугами за счет повышения лояльности пассажиров, особенно часто летающих пассажиров. Мы ориентировались на цифру роста клиентов до 5-7% в связи с запуском бонусной программы. Она стартовала в конце декабря, и уже более 5 тыс. человек стали ее участниками и начинают использовать предусмотренные программой преимущества. Мы видим положительную динамику, то есть участников программы становится все больше и больше. У нас есть планы по развитию бонусной программы – в ближайшем будущем мы будем разговаривать с потенциальными партнерами и выводить на рынок кобрендинговые программы.
— Кто может выступить в качестве партнеров?
— Мы пока в процессе переговоров. Это любые услуги, которые могут быть интересны нашим пассажирам, и необязательно эти услуги будут связаны с процессом поездки на аэроэкспрессе или нахождения в аэропорту. К примеру, бонусные программы авиаперевозчиков предполагает обширный спектр дополнительных услуг.
— Год назад «Аэроэкспресс» ушел из Сочи, Казани и Владивостока. Рассматривает ли компания возможность работы в регионах на сегодняшний день – к примеру, в свете грядущего Чемпионата мира по футболу?
— Запускаться ради одного месяца экономически нецелесообразно. С нашей точки зрения, решение этих вопросов связано, в первую очередь, с развитием местных железнодорожных перевозчиков – возможно, при поддержке регионального или федерального центра. Со своей стороны мы готовы передавать наш опыт, а опыт у нас огромный.
— Сегодня вновь активизировалось дискуссия вокруг сообщения аэропорта Пулково с центром Санкт-Петербурга – интересен ли компании этот проект?
Дискуссия идет уже на протяжении нескольких лет. Нам интересен рынок интермодальных перевозок Санкт-Петербурга. В прошлом году Пулково обслужило 13,5 млн пассажиров – это лишь немногим меньше, чем во Внуково, поэтому нам интересен этот маршрут. Как только решение о строительстве инфраструктуры будет принято, мы будем готовы продолжить обсуждение с регионом нашего участия в этом проекте.

— Скоро открывается аэропорт «Раменское». Обсуждается ли создание сообщения с этим аэропортом? Интересно ли это «Аэроэкспрессу»?
— Мы обсуждали с коллегами из аэропорта «Раменское» возможность нашего участия в проекте, но мы как перевозчик не занимаемся созданием инфраструктуры. Решения о строительстве железнодорожных подходов к этому аэропорту пока нет, источников финансирования – тоже. Обсуждать вопрос участия в этом проекте можно будет после начала строительства соответствующей инфраструктуры.
— Ранее «Аэроэкспресс» обращался за средствами ФНБ в сумме около 25 млрд рублей — на рефинансирование кредита, привлеченного на закупку двухэтажных поездов Stadler, и на строительство и модернизацию терминалов. Какова судьба этой заявки? Хватает ли средств на эти цели? Какие варианты привлечения средств рассматриваете?
— Скажем так: мы на эти средства уже не рассчитываем. Мы рассчитываем на деньги, которые мы зарабатываем или которые можем привлечь на рынке в виде кредитов.
— Какой объем инвестиций «Аэроэкспресс» планирует на текущий год и из каких источников?
— Это собственные средства и кредитные ресурсы, объем инвестиций на текущий год – 1,8 млрд рублей – это увеличение по сравнению с 2015 годом на более чем 50%. Пока нет точных цифр по соотношению собственных и кредитных средств, все будет зависеть от ситуации на рынке.

— Расширение терминалов – одно из направлений для инвестиций?
— Кроме развития инфраструктуры в аэропорту Домодедово мы пока не планируем расширять другие терминалы. С точки зрения текущего пассажиропотока нам хватает существующих мощностей.
— Ранее Stadler и «Аэроэкспресс» обсуждали сокращение твердого заказа на двухэтажные поезда в пользу опциона в связи со снижением пассажиропотока «Аэроэкспресса» и нестабильной экономической ситуацией в России. Достигнута ли договоренность по этому вопросу?
— Переговорный процесс продолжается, решения пока нет. Обсуждаем и количество вагонов, и условия финансирования поставок. Как только мы с представителями Stadler придем к консенсусу, сразу же сообщим.
— Оправдано ли вообще приобретение двухэтажных вагонов в текущих экономических реалиях и в условиях снижения пассажиропотока?
— Это инвестиции не в завтра, а в послезавтра и на более далекое будущее. Однозначно Московский авиационный узел будет развиваться, и если не в этом году, то в следующем, да и в последующие периоды мы станем свидетелями роста пассажиропотока аэропортов и, соответственно, нашего пассажиропотока, поэтому в этом шаге есть целесообразность и необходимость.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.