Для развития России готовятся новые кадры

Для развития России готовятся новые кадры

Кабинет министров выделит более 2,5 миллиарда рублей на господдержку профессионального образования и повышения квалификации, сообщил председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Эти деньги пойдут на гранты организациям, которые готовят кадры, необходимые для рынка труда.

В обучение специалистов в России вкладывается все больше средств, за последние несколько лет были запущены различные образовательные программы, созданы новые образовательные центры, призванные повысить количество профессионалов и качество их подготовки.

Запрос на кадры идет в первую очередь от экономики, которой квалифицированных специалистов пока не хватает.

К примеру, опрос предприятий реального сектора, проведенный Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН, показал, что за 2022 год доля ответов, говорящих о нехватке качественной рабочей силы, увеличилась с 45,3 процента до 55,2.

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию обозначил цель по подготовке кадров для различных отраслей экономики.

«Задача конкретная — за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России», — сказал глава государства.

Подготовку специалистов в России обеспечивает среднее профессиональное и высшее образование. Кроме того, существует система дополнительного профессионального образования, включающая повышение квалификации и переподготовку со сменой специальности.

Квалифицированные рабочие
Система среднего профессионального образования сегодня — это более 3,5 тысячи колледжей и 3,4 миллиона студентов. Ежегодный прием превышает миллион человек.

В помощь СПО в 2022 году был запущен федеральный проект «Профессионалитет». В разных регионах России стали создавать образовательно-производственные центры (кластеры) на базе колледжей при участии различных предприятий. Образовательная программа таких центров формируется, исходя из потребностей экономики, и максимально приближена к тому, что нужно работодателям.

Обучение по программе «Профессионалитет» стартовало 1 сентября 2022 года. К этому моменту в 43 регионах страны создали 71 кластер, в них готовят специалистов для железнодорожной, фармацевтической, химической отраслей, атомной и легкой промышленности, металлургии, сельского хозяйства и машиностроения. В этом году в проект вошли еще 70 образовательно-производственных кластеров. Общее количество обучающихся по программе «Профессионалитет» в 2023-м достигнет 350 тысяч человек.

За три года в стране планируется создать 210 таких кластеров — по 70 ежегодно. Каждому из них из федерального бюджета будет выделено 100 миллионов рублей. Эти деньги помогут колледжам закупить учебное оборудование и разработать новые образовательные программы. Часть финансирования в развитие кластеров будет вложена самими предприятиями.

Преимущества образовательно-производственных кластеров обусловлены несколькими принципами, пояснила «РГ» руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева. Во-первых, это системность и комплексность: в рамках кластера создается единая интегрированная система образования, подготовки кадров и производства, что обеспечивает высокий уровень качества кадрового потенциала, соответствующего потребностям регионального рынка труда.

«Второе — кластерная модель образования позволяет быстро реагировать на изменения рынка труда и экономической ситуации в регионе, внедрять новые технологии, повышать квалификацию кадров. Третье — в рамках кластера предусмотрено активное взаимодействие образовательных учреждений и предприятий региона. Это означает, что студенты получают реальный опыт и максимально быстро адаптируются к требованиям рынка труда. Четвертое — за счет использования современных технологий и оборудования, а также, благодаря участию бизнеса стоимость подготовки кадров может быть снижена», — рассказала Наталья Золотарева.

Подготовкой работников со средним образованием занимаются и вузы. «Например, наши коллеги из Тамбовского государственного университета и Тамбовского технического университета открыли программы среднего профессионального образования. И к ним поступают ребята со средним баллом 4,8, а иногда и 5, то есть, лучших учеников после 9 класса вуз фактически втягивает в себя, они там уже учатся», — рассказала «РГ» главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ «ВШЭ» Ирина Абанкина.

По ее словам, в вузы ребята идут не потому, что не в состоянии освоить академическую старшую школу, просто они выбирают такой образовательный трек. Многие из них стараются выйти на рынок труда, получив среднее профессиональное образование, и потом думают о том, в каком направлении двигаться дальше.

Гибкое высшее
Система высшего образования тоже перестраивается в новых условиях. Ей необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий, отметил Владимир Путин.

«В этой связи предлагается следующее. Первое — вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет. При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда», — сказал президент.

«Возврат к традиционной системе подготовки кадров позволит увеличить сроки обучения, сокращенные много лет назад при введении бакалавриата, — сказал «РГ» руководитель научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования РАНХиГС Борис Илюхин. — Это позволит вернуть большее количество производственных практик, увеличит время на подготовку дипломных проектов и работ, а также позволит ввести необходимые дополнительные учебные курсы. В целом это положительно скажется на качестве инженерного и другого образования».

Эксперт отметил, что сегодня система высшего образования реализует различные меры, направленные на повышение качества подготовки специалистов и увеличение их количества. Наращивается число бюджетных мест по направлениям подготовки и специальностям, востребованным экономикой, реализуются различные программы взаимодействия с работодателями, крупными компаниями, совершенствуется материально-техническая база вузов. Но есть и проблемы, которые заключаются не в подготовке, а в приоритетах будущих специалистов.

«Последние несколько лет падает доля ребят, которые выбирают ЕГЭ по профильной математике или по физике. Этот спад не компенсировался увеличением количества и доли сдающих информатику и ИКТ. Мы видим серьезную проблему: основные предметы для поступления на специальности, востребованные экономикой, — это профильная математика, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, а количество школьников, которые выбирают эти предметы, сокращается».

В прошлом году Минобрнауки России утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступят в силу с 1 сентября 2024 года. Пятую часть в новых перечнях занимают новые специальности, например, «Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология», «Системы искусственного интеллекта», «Техническая кибернетика и информатика» и др. Новые перечни дают возможность получить сразу две квалификации благодаря заложенному принципу свободного перехода с одного образовательного направления на другое.

Важно отметить, что с 2024 года абитуриенты будут поступать на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с последующим выбором конкретного направления подготовки или специальности после освоения обязательной части.

Еще одна важная инициатива в системе высшего образования — сетевые программы между университетами, когда часть дисциплин можно пройти в разных вузах, повышая свою востребованность на рынке труда и компетентность, отметила Ирина Абанкина.

«Внутри вузов может быть создана возможность междисциплинарного, межфакультетского взаимодействия. Это специальным образом построенное образование — модули, которые студенты могут брать на разных факультетах, наращивая свой потенциал и свои способности», — сказала она.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.