Дорожная инфекция: инфраструктурные отрасли к маю потеряют 0,5 трлн рублей

Дорожная инфекция: инфраструктурные отрасли к маю потеряют 0,5 трлн рублей

Из 507 млрд рублей финансового ущерба около половины суммы — 230,3 млрд рублей — придется на транспортную отрасль, говорится в обзоре InfraOne Research (подразделение группы InfraOne). Из них 134 млрд рублей (около 60%) за вторую половину марта и апрель недополучат авиакомпании и аэропорты. Именно они оказались наиболее уязвимыми на фоне ограничений мобильности населения.

По данным Международной ассоциации аэропортов (МАА) на 6 апреля, общее падение объемов пассажирских авиаперевозок в России составило почти 90% к прошлогоднему уровню. При этом трафик на внутренних линиях снизился более чем на 80%. Международное авиасообщение было закрыто с 27 марта, 4 апреля были приостановлены чартерные рейсы для вывоза россиян из-за рубежа, с 6 апреля их возобновили.

В лучшем случае ограничения на зарубежные полеты могут снять в мае — тогда потери авиаотрасли за полные два месяца (март и апрель) составят около 180 млрд рублей, посчитали аналитики InfraOne Research. По более пессимистичному сценарию — если ограничения на полеты продлят до июня — суммарный ущерб авиакомпаниям и аэропортам превысит 270 млрд рублей. Низкая выручка будет наблюдаться еще в течение по меньшей мере одного-двух кварталов после снятия ограничений, введенных из-за пандемии. Поэтому выход из сложившейся ситуации для отрасли воздушных перевозок может оказаться более сложным и болезненным, чем для других видов транспорта, отмечается в обзоре.

С этим согласен глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Правда, по его мнению, ограничения, вероятнее всего, будут продлены как минимум до сентября.

Это — в совокупности с опасениями людей заразиться коронавирусом — создаст долгосрочный тренд на резкое снижение объема авиаперевозок. В результате авиакомпании будут вынуждены сокращать полетные программы и всеми силами избавляться от лишнего парка воздушных судов. Для восстановления отрасли потребуется не менее 5–7 лет, уверен эксперт.

Почти 42%, или 96,5 млрд рублей, потерь транспортников, по расчетам InfraOne Research, придется на железнодорожные перевозки, морские порты, городской общественный транспорт, платные дороги, а также такси и каршеринг.

При этом если потери каршеринговых компаний составят 900 млн рублей, то такси из неавиационных отраслей немногим уступает по ущербу железнодорожному транспорту — 27,4 млрд против 29,9 млрд соответственно. Причем большая часть этой суммы — недополученные доходы водителей. Как отмечают аналитики, ущерб для компаний-агрегаторов и крупных таксопарков составит 2,7–3 млрд рублей.В 2019 году, по данным аналитического центра при правительстве РФ, в такси трудилось около 600-700 тыс. человек. Сегодня эти люди лишены возможности зарабатывать на жизнь, сказал «Известиям» председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Дневной выручки в Москве, по его словам, хватает только на то, чтобы оплатить бензин и аренду машины.

В столице после отмены ограничений из-за COVID-19 трафик городского транспорта восстановится очень быстро — в считаные дни, уверен директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Также оперативно удастся наладить работу в регионах, где крупные транспортные предприятия принадлежат муниципалитетам. Метро и наземный транспорт в значительной степени дотируются из муниципальных бюджетов в связи с большим числом льготников, пояснил он «Известиям». Снижение платежеспособности населения в первую очередь ударит именно по водителям, согласен эксперт. Восстановление работы такси, по его словам, будет зависеть от того, как быстро восстановится спрос.

Вместе с тем у сферы таксомоторных перевозок больше шансов адаптироваться к ситуации — некоторые компании уже стали работать на доставку товаров, помогая перегруженным заказами онлайн-сервисам, отмечается в обзоре. Как писали «Известия», на курьерские услуги переориентируются «Максим» и «Ситимобил», а «Яндекс.Такси» и Gett расширяют этот сектор бизнеса, подключая к нему больше водителей.

Режим самоизоляции и транспортные ограничения также негативно скажутся на финансах предприятий энергетического сектора, которые лишатся около 125 млрд рублей выручки, отмечается в обзоре. В ассоциации «Совет производителей электроэнергии» сообщили «Известиям», что сегодня в отрасли занято более 2 млн человек, многие из них не имеют возможности работать в удаленном режиме.

В организации, помимо прямых потерь от сокращения энергопотребления в стране, опасаются роста долгов за тепло и электричество. Объем платежей от населения сократился в начале апреля в 4-15 раз в зависимости от региона, сказал представитель ассоциации.

— На фоне самоизоляции рано делать выводы о том, что эта тенденция сохранится в апреле и мае. Но озабоченность такой факт вызывает, — добавил он.

Также около 114 млрд рублей недосчитаются компании, управляющие объектами социальной инфраструктуры (спортивными, рекреационными, культурно-развлекательными), 38 млрд рублей — коммунальная сфера.

Проиграют не все
Правительство РФ уже анонсировало отдельные меры поддержки наиболее пострадавших отраслей. Они носят косвенный характер — это отсрочки по уплате кредитов, налогов, сборов и страховых взносов (для малого бизнеса страховые взносы снизили вдвое), а также временный запрет на проверки со стороны надзорных органов. Авиакомпаниям выделили 1,5 млрд рублей для компенсации потерь при выполнении вывозных рейсов из-за рубежа. Но, по словам источника «Известий» на рынке, механизм их распределения Росавиацией до сих пор не утвержден.

Сейчас правительство готовит второй пакет антикризисных мер, о которых должны объявить на этой неделе.

— Правительство находится в постоянном контакте с представителями различных организаций и бизнес-объединений по вопросу преодоления последствий коронавируса, — заявили в пресс-службе кабмина.

Уже утвержденные меры поддержки в целом соответствуют сложившейся ситуации, поскольку распространяются на все наиболее пострадавшие отрасли, сказал «Известиям» старший научный сотрудник Института Гайдара Александр Дерюгин. Оказать адресную помощь (в том числе в виде субсидий) государство, по его словам, сможет только после окончательной оценки потерь той или иной отрасли.

— На данном этапе сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация — каков будет ущерб для отдельных отраслей и конкретных компаний. Это станет понятно только после отмены режима самоизоляции, — сказал он.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.