ФАС реформирует тарифообразование в электроэнергетике

ФАС реформирует тарифообразование в электроэнергетике

С 2018 года года система тарифообразования в сфере электроэнергетики претерпит глубокие изменения. Начинает действовать методика формирования эталонной сбытовой надбавки к тарифам на электроэнергию. Таким образом, по сути, Федеральная антимонопольная служба впервые после передачи ей три года назад полномочий тарифного регулятора добилась существенного изменения системы установления тарифов, и останавливаться на достигнутом не собирается. Портал iz.ru разбирался с подробностями.

Идея перехода к методу унифицированных затрат при расчёте надбавки энергосбытовых компаний всерьёз начала обсуждаться лет семь назад. В 2013 году Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев даже утвердил план мероприятий по ограничению конечной стоимости товаров и услуг инфраструктурных компаний при сохранении их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности. Главной идеей документа как раз была корректировка сбытовых надбавок так называемых гарантирующих поставщиков с использованием подходов по формированию эталонных затрат на энергосбытовую деятельность.

Согласно этой «дорожной карте», проект постановления Правительства Российской Федерации нужно было представить к марту 2014 года. Разработать этот документ должна была Федеральная служба по тарифам. Однако он так и не был подготовлен, а ФСТ свое существование завершило. В 2015 году функции по тарифному регулированию были переданы в Федеральную антимонопольную службу. Собственно, с этого начинается «новейшая история» этой давно назревшей реформы.

«Мы сделали разворот на 180 градусов в подходах к тарифному регулированию. Теперь тарифная политика ориентирована на потребителя, а не на соблюдение интересов естественных монополий. Также мы взяли курс на дерегулирование некоторых конкурентных отраслей экономики… Антимонопольная служба актуализировала имеющиеся наработки и оперативно разработала проект постановления правительства по внедрению эталонных затрат гарантирующих поставщиков, провела общественное обсуждение с экспертным сообществом и федеральными органами исполнительной власти», — сказал заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев. Его слова приведены на официальном сайте ФАС.

Итогом этой работы стало постановление правительства России №863, принятое 21 июля 2017 года, которое стало отправной точкой реформы. Согласно этому документу, были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства в части совершенствования механизма установления сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электроэнергии и введены новые понятия: эталон затрат гарантирующего поставщика, эталонная выручка гарантирующего поставщика, расчётная предпринимательская прибыль гарантирующего поставщика. Было установлено, что необходимая валовая выручка гарантирующего поставщика и сбытовые надбавки будут рассчитываться в соответствии с методическими указаниями по расчёту сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми ФАС России.

ФАС предстояло разработать методику расчета эталонов, и её руководитель ФАС Игорь Артемьев представил на совещании по вопросам электроэнергетики, которое проводил Президент Российской Федерации Владимир Путин 14 ноября 2017 года.

«Это настоящий прорыв — та работа, которая была проведена в отношении подготовки эталонов… Эти эталоны на сегодня позволяют нам весьма точно оценить тот уровень фактических затрат, который нужен сбытовым компаниям для нормального функционирования. Примерно две трети регионов сегодня живут выше эталонов, в этом смысле у нас есть потрясающая возможность: не обязательно снижать эти тарифы, а можно, например, потребовать, чтобы разница от эталонных затрат до фактически уже назначенного тарифа направлялась исключительно на инвестиции, на ту самую модернизацию», — отметил Артемьев.

В чем же смысл изменений? До сих пор при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика (уточним, что гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности) регулирование сбытовых надбавок осуществлялось посредством ежегодного утверждения экономически обоснованных затрат. Занимаются этим Региональные энергетические комиссии (РЭК), причем, где-то они соглашаются с предлагаемыми тарифами, а где-то — нет. В результате, надбавки в разных частях страны могут отличаться на порядок, сказал глава ФАС.

Переход на метод эталонов в значительной степени упростит порядок установления величины сбытовых надбавок. Они будут дифференцированы по группам потребителей для каждого региона и высчитываться по специальной методике, учитывающей эталоны постоянных и переменных затрат. ФАС установила эталоны на три года.

Как пояснил заместитель начальника управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Сергей Дудкин, надбавки будут учитываться как постоянные затраты (на содержание и аренду помещений, оплату труда, печать и доставку платёжных документов, организацию работы кол-центров и взаимодействия через Интернет), так и переменные, связанные с обслуживанием заёмных средств и созданием резервов по сомнительным долгам.

Новые механизмы тарифообразования должны стимулировать энергосбытовые компании повышать собственную эффективность, а при принятии инфраструктурных решений и при расчёте стоимости услуг руководствоваться прежде всего экономической эффективностью и прилагать все усилия для снижения финансовой нагрузки на потребителей. Это актуально, даже если учитывать, что доля сбытовых расходов в конечной цене электроэнергии не очень значительна – в среднем 3,7% по стране.

Чтобы избежать резких изменений, для производителей и потребителей вводится переходный период. В регионах, где тарифы окажутся выше эталонных, они будут поэтапно снижаться в течение двух лет, там, где тарифы придется повышать, этот процесс будет происходить постепенно в течение трёх лет.

В результате в пределах одного региона сбытовые компании – гарантирующие поставщики будут иметь равные условия, что приведёт к усилению конкуренции, а потребитель сможет выбрать ту компанию, которая предложит ему наилучшие условия обслуживания.

Примечательно, что ФАС не намерена останавливаться и собирается продолжить реформу системы тарифообразования в электроэнергетике. После того, как покажет свою эффективность новая система установления сбытовой надбавки, на очереди, по словам замглавы службы Виталия Королёва, будут изменены правила формирования сетевой составляющей в тарифах. В этой сфере, как неоднократно подчёркивали многие эксперты в электроэнергетике, также давно назрела необходимость установления прозрачности в тарифообразовании, и как следствие – в инвестиционной деятельности. Достичь этого можно по схожей схеме – установления эталонов затрат сетевых компаний. Соответствующую работу ФАС, по словам Королева, планирует завершить в 2018 году и внедрить с 2019 года. И самое главное сейчас – создать такую методику, которая будет ориентирована на справедливый, то есть в интересах всех участников рынка, расчет эталонных затрат.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.