Это началось не вчера: «продвинутые» брендовые газовые заправки, ориентированные прежде всего на автомобилистов, перестали работать с пятилитровыми баллонами уже в середине 2010-х годов. Однако наиболее консервативная часть потребителей сжиженного газа этого не замечала до последнего: едва ли не большинство садовых товариществ Подмосковья было охвачено традиционной услугой обмена баллонов с доставкой.
— Все работало очень просто, — поясняет Наталья Степанова, председатель одного из СНТ Талдомского района. — По субботам в одно и то же время, около 11 утра, к ближайшему магазину приезжала машина, обменивали баллоны. Там всегда были и «пятилитровки», это любимый формат для пенсионеров: в солидном возрасте большие баллоны не поворочаешь.
С этого года «газовозы» с обменом баллонов во многих садоводствах уже не появляются: сеть значительно сократилась. Как пояснили «МК» в компании, занимающейся этой услугой в Дубне, дело в сокращении спроса. Клиенты, как сообщили в сервисе, предпочитают покупать собственные баллоны заново и заправлять их на заправках.
— Удивительно, если бы это было по-другому, — комментирует пользующаяся баллонным газом дачница из Чеховского района Подмосковья. — В последний раз я пользовалась обменом во время пандемии ковида, в 2020 году. Взамен баллона 2010 года выпуска, освидетельствованного до 2024 года, мне выдали баллон выпуска 1996 года, который был освидетельствован до 2020-го. На следующий год у меня кончился баллон посреди недели, я поехала с ним на заправку — и у меня его не приняли, пришлось покупать новый. Разумеется, на обмен я этот новый уже не отдам.
Но это — о более крупных емкостях (12, 27 и 50 литров). С пятилитровыми основная проблема заключается в собственном типе заправочного разъема — он применяется, как рассказали «МК» на АГЗС в Талдоме, только с «походными» редукторами типа «лягушка». Более крупные емкости заправляют при помощи стандартного ½» штуцера с «левой» резьбой.
— Заправить полностью такой баллон — это несколько секунд и 95 рублей, — пояснил сотрудник газовой службы. — Ради этого нет смысла морочиться с дополнительными переходниками.
Так обладатели самых компактных, легко переносимых без автомобиля газовых баллонов оказались заложниками ситуации — этот формат попросту выводят с рынка. В некоторых райцентрах сопредельных с Московской областей и в ряде других «случайных» мест, вероятно, сохраняются традиционные пункты обмена газовых баллонов, где могут по-прежнему работать с «пятилитровками», но найти их в 2023 году — уже дело большой удачи.
— В советские времена система оборота сжиженного газа была устроена радикально иначе, чем сегодня, — рассказывает экс-сотрудник «Тверьоблгаза» Алексей Жулин. — Баллоны не считались в полной мере собственностью потребителя, который был зарегистрирован как абонент газовой сети. Просто газ он потреблял не природный по трубопроводу, а сжиженный в баллонах. Была развитая сеть пунктов обмена, была доставка баллонов для обмена спецтранспортом по месту нахождения абонентов. Поэтому вопросы освидетельствования баллонов и их формата не должны были беспокоить абонентов: если бы государство решило вывести из эксплуатации те или иные баллоны, было бы соответствующее распоряжение. Сейчас баллон вроде как твой собственный, где заправиться — только твоя проблема.
Освидетельствование газового баллона «актуальных» форматов (12-50 л) обходится также в 2-4 тысячи рублей, в зависимости от региона и формы собственности заправки: те баллоны, что не проходят по дате, но технически скорее всего пригодны, забираются на обмен. Однако некоторые емкости — например, с вмятинами, трещинами, глубокой ржавчиной — принимаются лишь на утилизацию, бесплатно. «А хотите — можете сделать из него мангал, многие так и поступают», — часто советуют заправщики.
— Сейчас возиться с бытовыми баллонами невыгодно, у газовых сетей два главных акцента: это газификация домов и установка газгольдеров, — резюмирует Алексей Жулин. — В обоих случаях баллоны потребитель использовать перестает.
А ведь именно этот способ газификации (пусть он и не слишком удобный, требующий частой дозаправки) — самый дешевый для конечного потребителя. Поскольку в нем не «зашито» ни платы за техобслуживание сети (которая есть в любом вновь заключаемом контракте на поставку магистрального газа), ни крупных расходов на приобретение и обслуживание газгольдера. Но, похоже, дешевые решения не выгодны никому, кроме обычных пользователей.
Оставить комментарий