Работой на удаленке, тем более после пандемии, никого не удивишь. Обычное дело, когда офис фирмы находится где-нибудь в Миассе, а сотрудники работают по всей России, периодически собираясь только для тимбилдинга. Но и в этом случае тождественность юридического адреса и адреса места нахождения совета директоров или руководителя очень даже желательна.
Доступные варианты
В качестве юридического часто рассматриваются адреса:
- квартиры, где прописан глава организации;
- помещений, находящихся в собственности юрлица;
- арендованных юрлицом помещений (иногда для регистрации предоставляют свои площади коворкинги и бизнес-инкубаторы);
- купленный юридический адрес.
Наиболее удобные варианты — первый и последний. Давайте их рассмотрим.
Офис по месту регистрации директора
По закону фирма может быть зарегистрирована по месту нахождения действующего исполнительного органа. Это может быть место жительства (регистрации, прописки) учредителя. Это экономичный и практичный вариант, тем более при преобладающем дистанционном взаимодействии с клиентами. Хотя указание такого юридического адреса не мешает арендовать другое помещение.
Однако проблемы могут возникнуть, если директор решит приобрести другое жилье и переехать. Юридический адрес кроме ЕГРЮЛ указывается очень во многих документах — в учредительных, на бланках и пр. Не особенно удобен этот вариант, если учредитель проживает в арендованной квартире. Даже если собственник жилья и даст разрешение на регистрацию фирмы по его адресу, он его может в любой момент отозвать.
Есть еще некоторые нюансы:
- ФНС может потребовать дополнительные документы или организовать проверку СЭС;
- банки могут захотеть удостовериться, что по этому адресу действительно проживает указанный директор.
Покупка юридического адреса: превышают ли выгоды риски
Активно продвигается в последнее время идея удобства покупки юридического адреса: быстро и выгодно, так как не нужно оплачивать аренду. Однако решение купить юридический адрес достаточно спорно, так как:
- покупка юр. адреса не совсем законна;
- велик риск потери корреспонденции из налоговой или повесток;
- налоговые органы могут потребовать от собственника помещения выписку из ЕГРН, договор аренды, подтверждение арендной платы и другие документы, а также просто приехать на проверку;
- банковский сотрудник для одобрения кредита может нанести визит, чтобы убедиться в наличии потенциального заемщика;
- недовольные клиенты, конкуренты, уволенные сотрудники могут сообщить в ФНС, что по этому адресу фактически фирмы нет.
Самое неприятное в такой ситуации — риск того, что юр. адрес будет признан недостоверным, а фирма будет исключена из ЕГРЮЛ. Банк может заподозрить «однодневку», применить в этой ситуации заградительный тариф. Налоговая получит право подать в суд о принудительной ликвидации компании. Участники ликвидированной фирмы затем в течение 3 лет не смогут выступать учредителями других фирм.
Как оценивается недостоверность адреса
Выделяют несколько явных признаков недостоверности адреса:
- по адресу зарегистрировано несколько фирм. Это допустимо, если массовый адрес показывает бизнес-центр, но во всех других случаях вызовет подозрения;
- по адресу вообще отсутствует объект недвижимости или он только строится;
- по адресу находятся государственные, муниципальные учреждения;
- нет согласия собственника помещения;
- оператор почтовой связи фиксирует отсутствие компании (не может доставить корреспонденцию);
- адрес неполный.
Проверка юрадреса на «массовость» у ФНС занимает всего несколько минут.
Как исправить ситуацию
Если уже вышло так, что компания зарегистрирована по критичному адресу и вы хотите ее обезопасить, придется:
- Купить юридический адрес и организовать прием корреспонденции: использовать абонентский ящик или досыл.
- Подобрать новое помещение, хорошо его проверить и внести изменения в ЕГРЮЛ.
- Просто зарегистрировать организацию по адресу директора с учетом того, что можно арендовать другие помещения для работы.
- Не забудьте предоставить документ о произведенных изменениях в банк и в другие организации.
Оставить комментарий