Клиенты НПФ и ПФР недосчитались 2,6 млрд руб. инвестдохода

Клиенты НПФ и ПФР недосчитались 2,6 млрд руб. инвестдохода

Более 180 тыс. человек по итогам переходной кампании 2019 года ушли из одного частного фонда в другой или вернулись в ПФР по досрочным заявлениям. В итоге они лишились около 1,1 млрд руб. инвестиционного дохода, свидетельствует оценка , сделанная на основе предварительных неофициальных данных ПФР . Таким образом, средние потери одного клиента, покинувшего НПФ, составили около 6 тыс. руб., или 9% пенсионных накоплений. По итогам переходной кампании 2018 года граждане, ушедшие из НПФ, потеряли 4,3 млрд руб.

С 2015 года действуют два способа подачи заявлений на перевод накоплений. В случае если гражданин решил уйти к другому страховщику на следующий год, он подает досрочное заявление. Однако в этом случае застрахованное лицо рискует потерять накопленный инвестдоход с момента предыдущего фиксинга, устанавливаемого каждые пять лет нахождения клиента в фонде. Потерянные гражданином деньги идут в резерв по ОПС страховщика, от которого он уходит. Другой вариант перевода — срочный, или через пять лет после подачи соответствующего заявления гражданином. В этом случае пенсионные накопления переводятся в полном объеме без потери инвестдохода.

При этом 75 тыс. клиентов ПФР, которые досрочно перевели свои накопления в НПФ по итогам прошлогодней переходной кампании, согласно расчетам , лишились около 1,5 млрд руб. . Таким образом, они потеряли до 39% своих накоплений. Столь большая разница в потерях с клиентами НПФ объясняется тем, что для «молчунов», которые являются основными клиентами ПФР, действовали максимально возможные штрафные санкции за досрочный перевод — потеря инвестдохода за четыре года. При этом клиентская база НПФ более разнородная с точки зрения прихода в фонд (а значит, и фиксинга), поэтому и инвестдоход терялся за меньший срок. К тому же некоторые фонды по итогам 2018 года разнесли убытки по счетам своих клиентов, сокращая их доходы

На общее сокращение потерь по сравнению с предшествующими годами повлияло значительное снижение темпов переходной кампании. В результате за прошлый год на смену страховщика было подано почти в шесть раз меньше заявлений, чем годом ранее . Впрочем, как показали контрольные закупки , риски неинформирования граждан о последствиях досрочной смены страховщика сохранялись высокими . Это признавал и регулятор. По словам первого зампреда ЦБ Сергея Швецова, в прошлом году у регулятора была «большая доля уверенности», что граждане, решившие досрочно перевести свои пенсионные накопления, «не очень понимают, ради чего они переходят и что они теряют». «Из-за недобросовестных действий агентов фондов более половины досрочных переходов были оформлены застрахованными лицами неосознанно»,— говорит топ-менеджер одного из НПФ, столкнувшегося по итогам года с нетто-оттоком клиентов.

Однако, лишаясь накоплений граждан при их уходе, НПФ одновременно наращивает РОПС. «Сформированная система гарантирования прав застрахованных лиц в итоге страхует всех, кроме самих застрахованных лиц»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, положительный тренд на сокращение потерь граждан не основан на решении фундаментальных проблем системы. И в случае возвращения массовой смены страховщика гражданами «несет в себе риски потерь застрахованными лицами десятков миллиардов рублей», считает эксперт.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.