Олег Панкратов: «В инфраструктуру в России можно инвестировать еще ближайшие 50–100 лет»

Олег Панкратов: «В инфраструктуру в России можно инвестировать еще ближайшие 50–100 лет»

Инфраструктурное строительство становится одним из драйверов восстановления экономики в постковидный период. Сегодня возросшие потребности стран и городов в качественной инфраструктуре — это большое окно возможностей для развития государственно-частного партнерства, уверен глава «ВТБ Инфраструктурный холдинг» Олег Панкратов. В интервью ТАСС он рассказал о том, в каком состоянии находится рынок инфраструктурных инвестиций и какое будущее ждет государственно-частное партнерство.

– Каково сегодня состояние рынка инвестиций в инфраструктуру? Как повлияла на него пандемия?

– Безусловно, пандемия существенно повлияла на рынок инфраструктурных инвестиций. Сильнее всего она затронула такие секторы, как пассажирский транспорт (например, авиаперевозки), платные дороги. В период локдауна падение трафика на наших платных дорогах достигало 60%.

Если говорить о российском рынке, то он постепенно восстанавливается, мы даже фиксируем рост. Так, например, по платным дорогам мы уже превзошли результаты 2019 года. В авиации мы отмечаем восстановление внутреннего пассажиропотока. Международное направление продолжает стагнировать. Его показатели, конечно, лучше, чем в 2020 году, но существенно меньше того, что было в доковидный 2019 год. Если смотреть на мировой рынок, то там довольно похожая ситуация. При этом такого восстановления, как у нас, за рубежом не произошло, поскольку там периодически вводились дополнительные локдауны, а авиаперевозки в первую очередь связаны с международным трафиком.

Чтобы найти точку опоры для выхода из кризиса, в 2020 году на заседании G20 (стран «большой двадцатки» — прим. ТАСС) был одобрен общий комплекс мер, связанных с социально-экономическим развитием, предполагающий объем инвестиций в 16 трлн долларов. На инфраструктурное строительство приходится примерно четверть этого объема. Очевидно, что развитие этой сферы является одним из возможных выходов из пандемийного кризиса. И все страны, и развитые, и развивающиеся, двигаются в этом направлении.

– Какие инфраструктурные проекты востребованы сегодня в России? Насколько это совпадает с общемировыми тенденциями?

– Инфраструктурное строительство востребовано во всех секторах. Это и транспорт, и сфера жилищно-коммунального хозяйства, и социальная, и портовая, и аэропортовая инфраструктура и т. д. Как правило, самые большие инвестиции направляются в транспортную инфраструктуру. Это связано с особенностями нашей страны, где большие расстояния.

– И эта тенденция будет сохраняться?

– Да, безусловно. У нас — точно, поскольку страна огромная. В принципе можно продолжать инвестировать еще ближайшие 50–100 лет, и даже после этого останется возможность для развития этой сферы. Безусловно, есть вопросы бюджетных ограничений, приоритетов. Этим занимается государство. Но то, что в России транспорт будет продолжать лидировать по капиталоемкости, — это однозначно. Да и во всем мире, если честно.

– В ходе сессии «ВТБ Инфраструктурный холдинг» «Инфраструктурные проекты как драйвер экономического роста» на форуме «Россия зовет!» обсуждались проекты в самых разных областях. Какие проекты сегодня «ВТБ Инфраструктурный холдинг» считает для себя приоритетными?

– Наша команда присутствует на рынке инфраструктурных инвестиций порядка 15 лет, и нам удалось сформировать существенный портфель, который постоянно расширяется. Основные кластеры наших инвестиций — это аэропорты (Пулково и Геленджик), платные дороги (такие флагманские проекты, как ЗСД и М11), портовая инфраструктура и логистика, включая проект, реализуемый совместно с «Почтой России». В этом году добавились такие направления, как обращение с ТКО, метростроение и социальная инфраструктура. Мы заинтересованы в проектах магистрального плана модернизации инфраструктуры, учитывая, что они предполагают довольно большой объем частных вложений.

В этом году «ВТБ Инфраструктурный холдинг» приступил к реализации крупнейшего на данный момент дорожного проекта в Петербурге — Витебской развязки ЗСД, с объемом инвестиций порядка 30 млрд рублей. Эта развязка свяжет трассу с перспективной Широтной магистралью скоростного движения и станет первым этапом строительства магистрали. Это крупный проект, инвестиционная составляющая которого может достигнуть порядка 200 млрд рублей.

В области аэропортовой инфраструктуры группа ВТБ реализует проект по строительству нового современного аэровокзального комплекса в городе Геленджик, который позволит улучшить транспортную доступность курорта и повысит качество услуг, предоставляемых пассажирам и авиакомпаниям. Мы считаем данный проект крайне перспективным, так как уже в 2021 году трафик пассажиров аэропорта Геленджик превысил 1 млн человек, что почти на 120% выше прошлого года.

Мы также осознаем высокую важность и спрос в развитии региональной социальной инфраструктуры, и наш интерес к этой сфере, безусловно, растет. Одним из приоритетных географических направлений для себя мы видим Дальний Восток, где есть большая потребность в социальной инфраструктуре, наблюдается отток населения. И единственный способ его остановить — обеспечить людей и работой, и достойными условиями жизни. Кроме того, сейчас многое делается для привлечения частных инвестиций в сферу образования. Это школы и вузовские кампусы. Безусловно, такого рода проекты нам интересны, мы планируем в них участвовать.

Относительно новое направление в России — государственно-частное партнерство (ГЧП) в такой сфере, как мусоропереработка. Мы с партнерами запустили проект по созданию регионального оператора по обращению с ТКО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Это новый проект для нас, мы ожидаем, что он привлечет довольно крупные инвестиции. Думаем, таких проектов будет больше.

Также мы планируем развивать логистическое направление. Мы уже объявили об инвестиции в объект складской недвижимости площадью более 40 тыс. кв. метров в подмосковном Томилино. Еще несколько сделок с объектами складской недвижимости у нас в работе, так как мы считаем этот сектор сейчас особенно перспективным.

– Какие инструменты нужны для реализации «прорывной» стратегии развития инфраструктуры государства? Есть ли у государства потребность в частных инвестициях, когда речь идет о строительстве инфраструктуры?

– На нашем традиционном форуме «Россия зовет!» была целая панель, посвященная дальнейшему развитию инфраструктуры. По некоторым оценкам, для достижения национальных целей развития России необходимо до 2024 года доинвестировать до 4 трлн рублей ежегодно в свою инфраструктуру, что означает увеличение инвестиций порядка на 70%.

Это огромная цифра. Только бюджетными инвестициями покрыть такого рода объемы не получится. Поэтому однозначно необходимо активировать механизмы ГЧП, привлечения инфраструктурных облигаций и других инструментов внебюджетного финансирования.

На мой взгляд, сегодня особой альтернативы ГЧП нет. Если говорить о нашем собственном развитии, до прошлого года мы принимали участие в десяти, а сейчас — в 14 крупных проектах ГЧП. В 2020 году снижение инвестиций оказалось весьма существенным, а в 2021 году рынок растет, в том числе за счет отложенного спроса на инвестиции, которые не состоялись в прошлом году. С точки зрения руководства страны, развитие инфраструктуры остается важным приоритетом, в том числе для выхода из кризиса, вызванного коронавирусом.

– Другими словами, перспективы у ГЧП радужные.

– Абсолютно. У нас относительно молодой рынок. Его начало пришлось на конец 2005 года, когда был принят закон о концессиях. Несмотря на свою молодость, наш рынок прошел все испытания: у нас были и сложные, кризисные периоды.

Как я уже сказал, мы на этом рынке пятнадцатый год, то есть почти с самого начала, и рынок продолжает развиваться. Мы использовали все финансовые новации, к которым более развитые рынки приходили за десятилетия. К примеру, в наших проектах использовалось и диверсифицированное, и облигационное финансирование, и различные формы акционерного финансирования.

Например, на Петербургском экономическом форуме в июне этого года мы объявили о продаже доли в Западном скоростном диаметре инвестиционному фонду Катара. Эта сделка закроется в ближайшее время. Буквально недавно мы получили разрешение правительственной комиссии. Это все знаковые шаги для российского рынка ГЧП.

– В каких регионах сейчас наиболее востребовано ГЧП?

– Инструмент востребован во всех регионах. Я сейчас говорю о крупных проектах ГЧП, потому что очень много статистики по ГЧП, которая связана с небольшими проектами в сфере ЖКХ, я здесь ее не буду касаться.

Традиционно лидером ГЧП является Санкт-Петербург. Он был пионером этого рынка, в том числе с проектами, в которых участвует Группа ВТБ. Регион продолжает и дальше развиваться с помощью ГЧП в сфере социальной инфраструктуры. Или тот же проект Широтной скоростной магистрали, который будет одним из самых крупных, если не самым крупным, проектом ГЧП в РФ в ближайшее время.

Большое количество проектов ГЧП запускается в центральных регионах России. У нас, например, есть довольно крупный проект в Башкирии. Мы делали первый концессионный региональный проект в Удмуртии.

Перспективный регион с точки зрения использования ГЧП — Дальний Восток. Там внедряется очень важная инициатива государства — механизм дальневосточной концессии, который позволит в том числе субсидировать строительство такого рода объектов. Мы уже реализуем проект в Магаданской области по строительству пяти медицинских объектов с помощью этого инструмента. Это такой проект-пионер в области применения дальневосточных концессий. Большой интерес вызывают проекты обхода крупных городов. Они на слуху и соответствуют транспортной стратегии России. Я уверен, многие из них будут реализованы по ГЧП в ближайшие пять лет.

– На местах как к таким проектам относятся?

– Однозначно поддерживают. ГЧП позволяет привлечь колоссальные инвестиции. «ВТБ Инфраструктурный холдинг» привлек в российскую экономику более 1 трлн рублей за время своего существования. В рамках ГЧП инвестор — партнер государства. Он приносит инвестиции и компетенции. Например, в нашем холдинге работают более 7 тыс. человек, уникальных специалистов в разных областях, чтобы сделать возможным реализацию инфраструктурного проекта на любом цикле: от проектирования и привлечения инвестиций до строительства и эксплуатации.

Привлекая частного инвестора, государство может реализовывать бо́льшее количество проектов за счет внебюджетного финансирования, создавая рабочие места и увеличивая налоговые поступления в бюджет. Ну и, наверное, самое главное — это мультипликативный эффект. Исследования аналитиков (не только наших) говорят, что рубль, вложенный, например, в транспортную инфраструктуру, возвращается государству как минимум четырьмя, а то и десятью рублями за счет дальнейшего развития. Региональные власти заинтересованы в такого рода инвестициях и готовы помогать.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.