По долгу служба: долю выданных Россией «проблемных» кредитов оценили в 25%

По долгу служба: долю выданных Россией «проблемных» кредитов оценили в 25%

Перед Минфином поставят новый целевой индикатор. Ведомство должно будет контролировать уровень проблемных долгов в портфеле ранее выданных правительственных кредитов, следует из проекта изменений в программу управления госфинансами (посвящена качеству организации бюджета, развитию финрынков и так далее).

Согласно документу, доля просроченной (неурегулированной) задолженности иностранных государств-заемщиков перед РФ в общем объеме внешних долговых требований нашей страны в этом году оценивается в 25%. В следующем она должна снизиться до 24%, к 2023-му — до 23% и остаться на этом уровне и в 2024-м.Чтобы улучшить ситуацию с проблемными долгами, предлагается согласовать с иностранными государствами-заемщиками условия урегулирования задолженности перед РФ с учетом интересов федерального бюджета, платежеспособности стран-должников, а также международных обязательств нашей страны, уточнятся в приложениях к проекту постановления правительства. Кроме этого там говорится о необходимости запланировать и предусмотреть финансирование юридических услуг привлеченных фирм, а также соответствующих судебных издержек.

В следующие три года Минфин планирует выдать госкредитов, в том числе на закупку российской продукции или услуг, иностранным правительствам или организациями на общую сумму в 1,1 трлн рублей ($14,6 млрд).

На 1 ноября 2020-го, по данным Казначейства, Россия выдала займов другим странам на сумму 120 млрд рублей (заемщики вернули РФ за этот же период 107 млрд). Ранее на этот год было запланировано прокредитовать иностранные правительства и организации почти на 300 млрд рублей.

— Россия является крупнейшим кредитором. В этом году мы присоединились к международной инициативе G20 по реструктуризации задолженности беднейших стран, — сообщили в финансовом ведмостве. — В связи с пандемией рассматривается вероятность небольшого изменения в графике платежей по этим странам. Но в целом мы ожидаем внесения платежей по кредитам в установленные сроки.

Плохая гигиена
Государства, то есть суверены, как акторы в международном правовом поле обладают иммунитетом и фактически неподсудны, отметил управляющий партнер юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев. Поэтому взыскать с заемщиков непогашенную задолженность юридическим путем крайне сложно.

В ситуациях, когда должник не хочет гасить долг, наиболее действенны политические инструменты и тут юрист не нужен, добавил глава Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Если у кредитора есть, чем повлиять на финансовую дисциплину заемщика, то тот будет платить.

Дополнительно урегулирование вопросов по межгоскредитам осложняет крайне низкий уровень правовой гигиены в заключенных договорах, добавил Андрей Гусев. По крайней мере раньше, в советское время, а также на начальном этапе современной России внимания юридическим аспектам в таких соглашениях уделялось мало, поделился опытом специалист.

Базовые принципы таких договоров — это, по его мнению, во-первых, так называемый отказ от иммунитета, что позволяет предъявлять к суверену иски в международных арбитражных институтах. Во-вторых, договор межгосударственного займа должен регулироваться российским правом. Таких пунктов, по его словам, в подобного рода соглашениях в его практике не встречалось.

— В тех договорах, которые я видел, была огромная преамбула, где стороны просто клялись друг другу в верности, приводились экономические обоснования для финансирования. При этом юридических норм прямого действия было крайне мало. Часто встречались такие слабые на практике инструменты, как, например, создание специальных комиссий по урегулированию споров, — резюмировал Андрей Гусев.

По последним данным Минфина, задолженность других стран перед Россией составляет около $35 млрд. Эту цифру в сентябре прошлого года называл Сергей Сторчак, работавший тогда замглавы ведомства. География должников неизвестна.

Наиболее громкие истории с неплатежами по российским госкредитам связаны с Венесуэлой и Украиной. Первая страна в 2017 году допустила просрочку по перечислению РФ процентов по займу, сообщала Счетная палата. В результате этого российский бюджет мог недополучить 53,9 млрд рублей (около $950 млн). Впрочем, как информировал в начале года МИД, сейчас республика дисциплинированно обслуживает российский долг.

20 декабря 2015 года наступила просрочка Украины по платежам в отношении еврооблигаций на $3 млрд, сообщал Дмитрий Медведев, работавший тогда премьером. В феврале 2016-го Россия обратилась в суд, дело длится до сих пор. С учетом начисленных процентов долг Украины на конец 2019 года возрос до $4,5 млрд. Верховный суд Великобритании должен был вынести решение в этом году, но в ноябре в связи с пандемией он его отложил.

Это уже не первая инициатива по усилению контроля и дисциплины в сфере межгосударственных заимствований РФ. В августе Минфин разработал критерии качества заемщиков для выдачи правительственных кредитов другим странам.

В частности, к наиболее рисковой группе относятся государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов, в отношении которых действуют поддержанные Россией санкции ООН, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам, отнесенные ОЭСР к шестой и ниже категориям странового кредитного риска и так далее.

По данным АКРА, порядка 110 стран в последние годы не обладают такими признаками, то есть могут быть потенциальными заемщиками. Из крупных государств, которым Россия, согласно сообщениям СМИ, выдавала ранее госкредит, были, например, Египет и Вьетнам.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.