Половина туристических компаний уйдет с рынка: как россиянам вернуть деньги

Половина туристических компаний уйдет с рынка: как россиянам вернуть деньги

Ростуризм перешел от Минэкономразвития в прямое подчинение правительству. Фактически ведомство, во главе которого стоит Зарина Догузова, стало министерством, подчиняющимся вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. Это большое событие для отрасли, обороты которой из-за пандемии коронавируса просели на все 100%. Конечно. Участники рынка теперь рассчитывают на более существенную и скорую помощь со стороны государства. Однако независимые эксперты предупреждают: из-за накопившихся за период вынужденного бездействия долгов, пандемию не переживут 40-50% туроператоров. Да и путешественникам, которые не могут вернуть деньги за нереализованные туры, административная перестановка также не поможет.Сегодняшнее административное перемещение — не первое для туристического ведомства. В сентябре 2018 года Ростуризм был передан от министерства культуры в ведение министерства экономического развития. Смысл этих пертурбаций понятен только сведущим чиновникам. Между тем, обычные граждане, которые пользуются туристическими услугами, не видят никакой пользы от регулярных перестановок.

Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь считает, что на путешественниках переподчинение ведомства никак не отразится. «Отрасль возглавит человек, который разбирается в теме, — рассказывает она. — Чернышенко занимался организацией Олимпиады в Сочи и весьма успешно. Участники рынка понимают, что он глубоко в теме».

Да, Ростуризм теперь будет обладать законодательной инициативой, что поднимает его до уровня министерства, но как это поможет российским потребителям, которые, в частности, не могут вернуть деньги за несостоявшиеся путевки?

Переподчинение поможет принимать различные решения быстро, минуя различные долгие проработки и согласования, полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Вопросы компенсаций, ваучеров. страховок будет решаться более оперативно — таким образом туристы получат дополнительную защиту своих интересов, а отрасль — необходимую поддержку от государства», — считает он.

Но пока отрасли явно не до жиру – быть бы живу! Коронавирус, спровоцировавший закрытие как внешних границ, так и внутренних, фактически обрушил туррынок. В апреле сектор по выручке просел на 96,9%, следует из свежих данных Росстата об изменениях в платных услугах населению.

«Россия может потерять свыше 40-50% внутренних и въездных туроператоров уже к осени текущего года. В первую очередь это коснется небольших региональных фирм, но и крупнейшие туроператоры также под угрозой закрытия», — предупреждает Артем Деев.

Выходит, несмотря на то, что правительство выделило из резервного фонда 3,5 млрд рублей для субсидий туроператорам, а также снизило порог НДС с 1 января следующего года до 7%, это не стало панацеей для бизнеса путешествий и многим игрокам все-таки придется уйти с рынка. Глава Ростуризма Зарина Догузова ранее говорила, что потери отрасли к концу мая достигли 1,5 трлн. рублей.

Помощь в туристической сфере получат не все, полагает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. «Без лоббизма здесь не обойдется. Кому-то помогут, кому-то нет, — убежден он. — В приоритете будут турфирмы, связанные с крупными промышленными группами, у них есть ресурс влияния на решение правительства». При этом. по мнению собеседника «МК», будет продвигаться именно внутренний туризм, что связано с интересами отечественной экономики.

Напомним, ранее россияне оставляли около $55-60 млрд в год в зарубежных поездках, эти расходы учитывают их личные траты, оплату транспорта и проживание в отелях. «Если бы россияне оставляли такие деньги в стране, то уже сегодня мы могли бы получить серьезные драйверы экономического роста», — полагает Разуваев.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.