Новому кабмину предстоит решить проблему низкого качества госуправления. В последние три года планы министерств и ведомств были почти наполовину не синхронизированы с целевыми показателями нацпроектов, говорится в бюллетене Счетной палаты (СП), с которым ознакомились «Известия». Более того, индикаторы госпрограмм отражали в задачах министерств лишь на четверть, ведомства зачастую уклонялись от докладов правительству, а их отчеты во многих случаях носили формальный характер. В пресс-службах нескольких министерств заверили, что ознакомились с докладом СП и приложат максимум усилий, чтобы устранить недостатки.
Не бьются показатели
Счетная палата выступила с критикой сложившихся практик госуправления. Аудиторы оценили эффективность системы целеполагания и реализации федеральными министерствами и ведомствами их задач, а также проанализировали роль кабмина в этих процессах. Период проверки — 2017, 2018 и неполный 2019 годы. То есть время работы предыдущего состава правительства.В СП пришли к заключению, что за последние два года ни один федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ) не смог достичь плановых значений всех показателей деятельности. За этот период в среднем каждая пятая задача оказалась проваленной. Кроме этого, СП констатировала несогласованность целей развития страны с планами министерств и ведомств. Так, в документы ФОИВ на 2019–2024 включены лишь 45% показателей национальных и федеральных проектов. А цели госпрограмм были отражены в задачах ведомств лишь на 26%.
Другая важная проблема системы госуправления заключается в излишней автономности ведомств от своих кураторов в правительстве и недостаточной информированности членов кабмина о реализации национальных целей. Разработкой ориентиров министерств и ведомств должно руководить правительство, однако сейчас сложилась ситуация, когда вертикаль утверждения планов деятельности ФОИВ прерывается на их же уровне. «Правительство РФ не участвует в этом процессе», — говорится в отчете СП.
Управленческое взаимодействие вице-премьеров с министерствами за исследуемый период отсутствовало. Правительство не дает своевременных поручений ФОИВ по результатам рассмотрения их докладов. Фактически это признак недостаточности влияния высшего руководства на устранение причин срыва стратегических целей федеральных ведомств. Ситуацию усугубляет недисциплинированность отчетности ФОИВ перед правительством. Они зачастую уклоняются от представления полной информации, а в отдельных случаях доклады «наверх» не соответствуют внутренним документам министерств.
В Минтрансе заявили, что организовали работу по дополнению собственных планов показателями нацпроектов. В программу работы Минэкономразвития уже включены все мероприятия, ориентированные на достижение стратегически важных целей, заверили в пресс-службе ведомства.В Минтруде отметили, что с отчетом СП незнакомы, но при подготовке плана деятельности ведомства на 2019–2024 годы учитывались показатели национального проекта «Демография» — в пределах ответственности министерства. В Минприроды сообщили, что «в ведомство данный документ (доклад аудиторов. — «Известия») поступил. Ответ в установленном порядке был направлен в Счетную палату РФ».
Национальные проекты не должны и не могут быть эффективно реализованы в отрыве от планов развития конкуренции, признали в ФАС. В пресс-службе ведомства добавили, что изучают доклад СП и учтут замечания аудиторов.
В остальных министерствах на запрос не ответили.
Работа федеральных министерств и ведомств по выполнению нацпроектов носит плановый характер и строится строго в соответствии со специальными постановлениями кабмина, сообщил собеседник в пресс-службе правительства. Все мероприятия, направленные на реализацию нацпроектов, их финансовое обеспечение, сроки и персональная ответственность участников закреплены в паспортах и ориентированы на достижение показателей. Программы развития страны носят межведомственный характер и реализуются при участии различных госструктур: министерств, институтов и т.д.
Бюрократия вредит
По мнению экспертов, новый состав кабмина во главе с Михаилом Мишустным был призван как раз для улучшения исполнения нацпроектов. Недостаточно высокий уровень их реализации был связан именно с раскоординированностью официальных целей и реальных практик.В конце января премьер-министр уже критиковал работу правительства: «По некоторым [поручениям] сроки не всегда обоснованно переносятся, причем неоднократно». Он также указал на отсутствие онлайн-статистики, позволяющей вице-премьерам и другим руководителям в реальном времени следить, «как обстоят дела по этим поручениям». Его заместители будут нести персональную ответственность за подчиненные им ведомства.
Сейчас решение по каждой второй ситуации в сфере госзаказа носит уникальный характер. Задача премьера — максимально стандартизировать и регламентировать процедуры, отменить избыточные нормы, причем прежде всего с помощью цифровых технологий, говорил ранее «Известиям» руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
Новое правительство уже заявило о работе над «инвентаризацией» национальных проектов. В ближайшее время последуют управленческие решения, а цели скорректируют и конкретизируют, уверен проректор РАНХиГС Андрей Марголин.
Замдиректора ИНП РАН Александр Широв считает, что проблема несогласованности национальных целей и планов федеральных ведомств связана с бюрократической перегруженностью госсистемы в целом. Дело даже не столько в том, что законы о стратегическом планировании фактически не работают, а в отсутствии механизмов достижения показателей.
Оставить комментарий