Всю последнюю неделю горели страсти по пенсиям: премьер-министр исключил «Развитие пенсионной системы» из перечня госпрограмм, а ЦБ предложил отложить дискуссию по внедрению ИПК как минимум еще на год.
На мой взгляд, это удар по перспективам и темпам дальнейшего хода большой пенсионной реформы, но проводить ее придется в любом случае. Повышение возраста выхода на отдых и ИПК — в ней лишь небольшие винтики, их можно рассматривать только как отдельные элементы системных преобразований.
Ключевые драйверы пенсионных изменений в целом — это не столько оптимизация расходов, сколько вопросы демографии и старения населения. Когда в 2002 году принималось решение о создании трехуровневой системы — солидарная, обязательная накопительная и добровольные пенсии, — то в качестве обоснования приводились прогнозы резкого роста выхода на отдых беби-бумеров, родившихся после окончания Великой Отечественной войны. Эта волна меняла соотношение работающих и пенсионеров, и в качестве дополнительного источника дохода последних рассматривались накопительные пенсии, сформированные за счет отчислений в период активной трудовой деятельности. Прогноз сбылся на 100% — число новых пенсионеров удвоилось. Однако механизм фондирования будущих выплат не заработал.
Другой, не менее важный драйвер развития пенсионной системы — экономическое поведение населения. Регулярные кризисы и постоянные изменения в правилах игры привели к потере доверия, прежде всего со стороны молодого поколения. Стало нормой, когда значительная часть населения старается не платить или минимизировать страховые взносы, предпочитая жить здесь и сейчас. При этом не всегда последовательные действия правительства не помогают в решении проблемы.
Одним из примеров противоречивости соцполитики может служить спор двух премьер-министров — Медведева и Касьянова о целесообразности введения накопительной компоненты. В декабре 2012 года, накануне принятия решения о «заморозке», Дмитрий Медведев отметил, что «в системе пенсионирования произошла ошибка, ее нужно просто признать». В своем ответе Михаил Касьянов заявил, что «окончательное решение по пенсионной реформе было принято правительством после года дискуссий, в которых принимали участие эксперты, представители общественных организаций и профсоюзов».
Собственно, упомянутая Стратегия развития пенсионной системы, одобренная в 2012 году, так и не получила согласования со стороны финансово-экономического ведомства. ЦБ и Минфин выступали категорически против полной отмены накопительной системы, предложенной Минтрудом. Последовавшее за этим компромиссное решение — заморозить новые взносы на индивидуальные пенсионные счета граждан — позволило отложить дискуссию, хотя ведомственные противоречия сохраняются до сих пор.
Если говорить о среднесрочных и долгосрочных перспективах, то можно предположить несколько сценариев.
Один из них — собирать больше страховых взносов в ПФР. Изначально предполагалось использовать глубинную заинтересованность граждан в будущей пенсии, поэтому был введен персонифицированный учет взносов, позволявший каждому гражданину видеть, как формируются его выплаты. Однако целый ряд последовательных реформ пенсионной формулы настолько запутал ситуацию, что большинство перестало обращать внимание на эти данные до момента выхода на пенсию.
Продолжающие процессы цифровизации создают техническую возможность усилить контроль за собираемостью взносов. Анонсирован процесс введения электронной трудовой книжки, создающей возможность перейти в будущем к электронному трудовому контракту. Вкупе с передачей функций по сбору страховых взносов в ФНС это может привести к тотальному контролю за доходами и невозможностью выплачивать заработную плату кэшем. Реализация сценария позволит в 1,5–2 раза увеличить собираемость взносов в ПФР.
Другой сценарий — повышение производительности труда и рост ВВП. Конечной целью является увеличение доли фонда оплаты труда в структуре ВВП и рост налогооблагаемой базы для уплаты страховых взносов, перераспределяемых далее пенсионерам. Такой сценарий реализовывался в течение XX века в промышленных странах. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина недавно заявила, что экономический рост создает бизнес, а не государство, повысить его темпы и в конечном счете увеличить благосостояние людей можно только за счет структурных преобразований. Это среднесрочный вызов, стоящий перед государством.
Альтернативный сценарий — постепенный отказ от страховой модели организации пенсионного обеспечения и переход к бюджетному финансированию выплат. Логика подобного процесса вписывается в концепцию безусловного базового дохода. Дифференцированные размеры пенсий замещаются пенсионными пособиями, выплачиваемыми при достижении возраста или наступлении инвалидности, а их размер должен обеспечивать приемлемый уровень жизни. Этот сценарий частично реализуется в России — суммы выплат всё больше усредняются и всё меньше зависят от взносов, значительная доля пенсий выплачивается за счет перераспределения налоговых доходов федерального бюджета. Любой из этих долгосрочных сценариев задает свой план действий для правительства.
Оставить комментарий