Во власти существует некое даже не разделение труда, а самое настоящее раздвоение сознания. С одной стороны, ни для кого не секрет, что экономика в кризисе. А это значит, она нуждается в господдержке, часть которой — если не налоговые послабления, то уж точно отказ от дополнительного фискального пресса. Именно эту позицию выражает президент, когда заявляет об отсутствии планов налогового ужесточения.
Но есть и другая сторона. Поддержка бизнеса — это госденьги. Где их взять, когда бюджет уже дефицитен? И возникают прямо противоположные планы — довести собираемость налогов едва ли не до 100%. Новые налоги при этом не появляются, формально обещание президента остается в силе. На самом же деле подобные планы «пряником» не реализовать, появляется «кнут». Именно его и продемонстрировала Елена Леоненко.
Можно, впрочем, обойтись без обращения к макроэкономике и просто задать вопрос: чего ждать бизнесу от налоговой инициативы, с которой выступает генерал-полковник (именно таково воинское звание Леоненко) из Следственного комитета? Ответ очевиден.
Что же придумали силовики? По форме речь идет о наведении порядка в УК. Сегодня одно и то же налоговое преступление может подпадать под разные статьи УК и, соответственно, наказываться по-разному. Елена Леоненко в качестве примера привела самые распространенные налоговые преступления с использованием «искусственного документооборота». Завышаются расходы, и на эту сумму занижается прибыль, с которой уплачивается заниженный налог на прибыль. Кроме того, на сумму завышенных расходов выставляются вычеты по НДС. Все эти действия, по словам генерал-полковника, могут квалифицироваться по статье 199 УК РФ, где говорится об уклонении от уплаты налогов с юридического лица в особо крупном размере. В этом случае наказание будет достигать 6 лет лишения свободы. Но они же могут квалифицироваться по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Тогда обвиняемым грозит уже 10 лет. Новая статья должна унифицировать подход законодателя.
В изложении Леоненко все логично. Но есть юристы, считающие, что различия между хищениями с использованием налогового манипулирования и собственно налоговым мошенничеством достаточно очевидны. Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев групп» Максим Кошкин легко проводит это различие: если действия направлены на недоплату налогов в бюджет, то это ст. 199. Если же действия направлены на неправомерное получение денежных средств из бюджета с использованием цепочки недобросовестных контрагентов (например, возврат НДС), то это ст. 159. Таким образом, без новой статьи вполне можно обойтись.
Заочный спор Кошкина с Леоненко показывает, что дело не в новой статье, а в квалификации адвоката и следователя. Есть и еще один нюанс. Если, по словам Леоненко, одно и то же преступление может быть квалифицировано по разным статьям с разными наказаниями, то это очевидное поле для коррупции.Может быть, новая статья сократит это поле? Формально так и должно произойти. Но давление на бизнес от этого не сократится, а скорее всего, наоборот, увеличится. Пока конкретное содержание новой статьи неизвестно, зато известно, что ежегодно бюджет недосчитывается из-за налоговых преступлений 58 млрд рублей. Их государство хочет вернуть себе. Как?
Практика возбуждения налоговых уголовных дел известна. Сначала налоговые проверки выявляют неуплату. И если ее масштаб позволяет открывать уголовное дело, результаты проверки передаются следователям. Те, как правило, находят еще больше нарушений. А дальше происходит самое интересное. Как напоминает руководитель налоговой практики Five Stones Consulting Екатерина Болдинова, ст. 28, п.1 УПК РФ дает право следователю и суду прекратить дело, если ущерб, причиненный бюджету, был возмещен в полном объеме. Значит, новая статья УК должна подталкивать обвиняемых к «деятельному раскаянию». Какой при такой сверхзадаче должна быть новая статья? Безвыходной и жесткой — то есть убедительной.
Оставить комментарий