Раньше ЦБ практически каждую неделю рассматривал вопрос об отзыве лицензий страховщиков. Сейчас это происходит гораздо реже. «Можно сказать, что произошло завершение очистки отрасли», — заявил первый зампред Банка России Сергей Швецов, выступая на XVI Международной конференции по страхованию.
Только в 2017 году количество субъектов страхового дела в России, по данным ЦБ, сократилось более чем на 15 процентов. На начало 2018 года на рынке оставалось чуть больше 300 игроков. Однако, по словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, говоря о «драматическом снижении» числа страховых компаний, нужно иметь в виду, что очень малая доля ушедших с рынка реально занималась страховым бизнесом. Большая часть его не вела.
Проблемные игроки на рынке еще остались. Их деятельность не привязана к какому-то конкретному сегменту, а проблемы носят, по большей части, накопленный характер, уточнил Владимир Чистюхин.
Первым сегментом, где заработает институт финансового омбудсмена, станет рынок ОСАГО
Имидж страховой отрасли стал улучшаться и в глазах потребителей, отмечают в ЦБ. Сергей Швецов рассказал, что регулятор до сих пор получает достаточно жалоб, связанных с навязыванием услуг, невозможностью приобретения тех или иных продуктов, с введением потребителей в заблуждение, но они приобретают все более технический характер. «Тем не менее усилия, направленные на улучшение взаимоотношений компаний с потребителями, должны быть продолжены», — полагает Швецов.
Как сообщил первый зампред ЦБ, регулятор планирует создать рэнкинг качества работы страховщиков, чтобы граждане, выбирая поставщиков страховых услуг, более четко представляли, с кем им предстоит иметь дело. Таким образом, граждане будут выбирать поставщиков страховых услуг, ориентируясь не только на фактор цены, но и на качество работы компании.
По данным главы Службы по защите прав потребителей и миноритарных акционеров Банка России Михаила Мамуты, 30-40 процентов жалоб, которые приходят в ЦБ от потребителей финансовых услуг, — в компетенции суда. В этом плане в Банке России считают очень своевременным появление в России закона о финансовом омбудсмене. (Президент подписал документ 4 июня.)
Этот институт позволит оперативно решать споры, возникающие между финансовыми организациями и потребителями их услуг, в досудебном порядке. Это заметно снизит нагрузку на суды, считает Михаил Мамута. Он уточнил, что в международной практике до 80 процентов споров при наличии института финансового защитника решают уже при первом обращении потребителя с претензией в финансовую организацию. Еще 15 процентов споров переходит на стадию рассмотрения уполномоченным, и только пять процентов споров доходят до суда.
Решения финансового омбудсмена будут обязательным для исполнения финансовыми организациями. Исполнившие решение в срок будут освобождаться от уплаты штрафов за нарушение прав потребителей. При этом участники спора будут иметь право при несогласии с решением уполномоченного обжаловать это решение в судебном порядке, уточнил Михаил Мамута.
Оставить комментарий