«Уралсиб» не боится спонсорства

«Уралсиб» не боится спонсорства

РФИ-банк, членство которого в платежной системе Visa, обеспечивает спонсор — «Уралсиб»,— получил значимый штраф от платежной системы за высокорисковые операции. Впрочем, спонсора это не смущает — «Уралсиб» охотно берет на обслуживания банки с не самой «лучшей репутацией», по мнению других участников рынка, зарабатывая на проценте от их трансакций. В банке уверены, что их системы оценки рисков достаточно надежны, чтобы не пострадать от банков-партнеров.

На днях стало известно, что Visa утвердила штраф за high-risk-трансакции РФИ-банку по этому основанию впервые в российской банковской практике. High-risk-трансакции — проведение платежей в адрес казино и букмекеров, в случае РФИ — также операции с криптовалютой. В Visa банк не имеет принципиального членства и работает через банк-спонсор «Уралсиб». В Visa отказались от комментариев. В РФИ “Ъ” подтвердили, что штрафы от Visa есть. «Все эти штрафы относятся не к РФИ-банку, а к нашим мерчантам-клиентам, принятым на обслуживание по эквайрингу,— пояснили там.— Потери в банке отсутствуют — штрафы от Visa в дальнейшем выставляются на счета клиентов».

Примечательно, что спонсором РФИ-банка в рамках платежной системы Visa «Уралсиб» является не так давно. Ранее банк сотрудничал с «Картстандартом», где, по информации “Ъ”, настояли на прекращении сотрудничества из-за жалоб контрагентов банка, связанных с compliance-рисками. Гендиректор «Картстандарта» Майя Глотова отметила, что сотрудничество было прекращено по соглашению сторон, не указав причин.

Ранее похожая история прекращения сотрудничества, правда, в одностороннем порядке, из-за «неудовлетворительного финансового положения» произошла с банком БКФ, из-за чего его карты временно не обслуживались (см. “Ъ” от 23 сентября 2019 года). И вскоре БКФ перешел под спонсорство «Уралсиба». Подобные случаи приема на обслуживание банков с высокими рисками, по мнению других участников рынка, были и ранее. Среди таких банков собеседники “Ъ” называют Экси-банк, Югинвест-банк, ИК-банк, Тамбовкредитпромбанк, банки «Гарант-Инвест», «Россита», Кубаньторгбанк, банки ЕАТП, «Республиканский кредитный альянс». «»Уралсиб» традиционно отличался большим количеством банков, которые обслуживались под его спонсорством в международных платежных системах (МПС),— отмечает независимый эксперт на рынке платежных карт Дмитрий Вишняков.— Ключевым элементом успеха такой стратегии будет являться система управления рисками банков-ассоциатов, которые не всегда могут себе позволить принципиальное членство в платежных системах, а значит, ограничены в финансах».

В «Уралсибе», впрочем, считают такой подход оправданным. Говоря о рисках спонсорского бизнеса, в первую очередь нужно сказать о разделении зон ответственности. «Риски на привлеченные косвенным участником к обслуживанию ТСП (мошеннические операции, невыполнение правил МПС по оформлению операций, качество товаров и услуг и их легитимность и т. п.) ложатся исключительно на косвенного участника и перекладываются на ТСП по договору с ним»,— пояснили в «Уралсибе». Банк располагает высокоэффективными и уникальными в своем роде инструментами превентивного мониторинга и контроля рисков, при этом банки, претендующие на получение статуса косвенного участника под спонсорством «Уралсиба», обязательно проходят комплаенс-проверку, уверяют там. «Уралсиб» является спонсором 52 банков, обеспечивая их участие в платежных системах.

Эксперты указывают, что риски у такого подхода могут быть весьма ощутимыми. «Участник, оказывающий спонсорскую поддержку, несет полную ответственность, финансовую в том числе, за деятельность спонсируемого банка перед платежной системой (ПС),— поясняет Майя Глотова.— Это означает, что штрафы ПС за деятельность косвенного участника будут списаны с банка-спонсора. И вопрос возмещения этих штрафов лежит уже в договорной плоскости между спонсором и косвенным участником». «Риски у банка-спонсора достаточно большие,— говорит Дмитрий Вишняков.— Например, при отзыве лицензии у банка-агента вся сумма задолженности по трансакциям этого банка переходит на банк-спонсор». В целом же, по его словам, доходность спонсорского бизнеса зависит от стратегии банка, например высокорисковые трансакции являются также и высокомаржинальными, поэтому для некоторых банков может быть привлекательным получить больший процент за такую трансакцию, который может достигать 15–20% от суммы.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.