В Госдуме запросили доказательства эффективности демпфера

В Госдуме запросили доказательства эффективности демпфера

Первый зампред комитета ГД РФ по бюджету и налогам Михаил Щапов направил министру финансов Антону Силуанову и министру энергетики Николаю Шульгинову письма с запросом о предоставлении данных, доказывающих эффективность механизма демпфера, пишут. В письмах упоминается ряд заявлений госструктур и представителей бизнеса, указывающих, что стабилизация ситуации на топливном рынке страны так и не была достигнута после внедрения механизма. Среди них — отчет Счетной палаты за 2020 год, которая отметила риски топливного кризиса в стране и резкого роста розничных цен на бензин, прогноз Независимого топливного союза (НТС) о риске роста цен на моторное топливо вплоть до 14% в 2021 году, сообщения Московской топливной ассоциации о том, что цены на бензин и дизтопливо на столичных автозаправках повышаются.

Парламентарий запросил данные, подтверждающие увеличение объемов продукции переработки в структуре топливного рынка, количественную оценку вклада демпфера в стабилизацию цен на топливо и данные о наличии «сверхприбыли» нефтяных компаний. Также он хочет получить информацию о расчетах по прогнозам роста розничных цен в отсутствие демпфирующей надбавки и объеме перечисленных нефтяными компаниями средств по демпферу в федеральный бюджет. Если ответ от министерств по этому вопросу будет неудовлетворительным и не представит доказательств эффективности демпфера или если запрос будет проигнорирован, то в Госдуме могут внести в законодательство поправки об отмене демпфера и замене его более эффективным механизмом сдерживания цен, сообщил источник в парламенте.

По словам зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, демпфер рассчитывается как разница между мировой ценой минус расходы на транспортировку и вывозную пошлину и условной ценой на бензин, устанавливаемой правительством в начале каждого года, умноженной на специальный коэффициент. Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически субсидирует нефтеперерабатывающие заводы через предоставление налогового вычета. В обратном случае демпфер служит дополнительными выплатами заводов в бюджет, что не дает продавцам бензина снижать цены на внутреннем рынке вслед за мировыми. Летом 2019 года Госдумой был принят законопроект о внесении изменений в параметры демпфера. Минэнерго ни разу не предоставило фактических данных о его эффективности и прямом влиянии на розницу и рентабельность продаж топлива на АЗС, отметил Гусев.

Одним из приоритетов действующего механизма демпфера остается сохранение темпов изменения конечных розничных цен для потребителя не выше уровня инфляции за счет компенсации разницы между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка, сообщили в Минэнерго. Его отмена лишит рынок защитного механизма, в настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые срочные меры реагирования на ситуацию роста оптовых цен, в частности межведомственно дополнительно проработана корректировка демпферного механизма в пользу его увеличения, добавили там. За период действия механизм демпфера показал свою эффективность: в 2019—2020 годах рост цен на топливо на АЗС не превысил 3%, и это были самые низкие показатели за последние несколько лет, сообщили в Минфине.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.