Тайну в кулуарах питерского форума приоткрыл глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Ожидается, что закон об исламском банкинге депутаты примут в весеннюю сессию. Но при этом начало эксперимента, который продлится два года, откладывать в долгий ящик не станут — стартует через два с половиной месяца, 1 сентября. И пройдет в четырех российских регионах, где проживает большинство мусульман: Дагестан, Чечня, Башкортостан и Татарстан.
В эксперименте смогут принять участие расположенные на территории этих субъектов банки, микрофинансовые организации, потребительские кредитные кооперативы.
Почему исламские инвесторы не особенно торопятся вкладывать свои капиталы в обычные российские банки? Не все знают, но в мусульманстве свои принципы, которыми финансисты не хотят поступаться. В частности, по исламским законам запрещено взимать вознаграждение в виде ссудного процента, финансировать любую деятельность, связанную с производством табачных изделий, алкоголя, оружия, боеприпасов, в том числе торговлю этими товарами.
По словам депутата, потенциальным российским финансовым инструментом заинтересовались многие мусульманские страны, в том числе Турция, Индонезия и Малайзия.
Считается, что исламский тип инвестиций для нашей экономики предпочтительнее классического. И в ближайшее время мы сможем это проверить.
По мнению финансового аналитика Сергея Дроздова, исламский банк — чисто этническая история. Россия — многонациональная держава, у нас проживает достаточно большое количество глубоко верующих мусульман. Они не пьют и не курят, соблюдают строгие исламские правила. Банк, в первую очередь, создается именно для такой группы населения, для их комфорта. Но это «нишевая» тема. Как считает аналитик, исламский банк может привлечь средства в районе 11 миллиардов долларов.
— Для нашей экономики эта сумма весьма скромная, — говорит он. — В России есть бизнесмены, у которых состояния побольше. Сделать из этого проекта что-то суперзначимое вряд ли получится. И тем более вывести его по привлечению клиентов на уровень, допустим, наших основных кредитных структур, тем более.
— Основное отличие исламского банка от классического в том, что по шариатским законам человеку запрещается брать проценты с вклада, — говорит кандидат экономических наук Михаил Беляев. — Деятельность банка с клиентами изображается как партнерские отношения. Человек делает вклад, его инвестируют в какой-то проект — и вкладчик становится партнером. Уже на этих условиях он делит прибыль и получает дивиденды.
— Мне кажется, нынешние 6% по депозиту в обычном банке — более надежная гарантия сохранения средств, чем прибыль, полученная от реализации инвестпроекта…
— Как правило, рынок все более-менее уравнивает, и в конечном итоге доход вкладчика будет примерно таким же, как в обычном банке. Только в исламском присутствует религиозно-идеологический компонент.
Вопрос о создании такой финансовой структуры стоял в России давно, продолжает эксперт: «Лет пятнадцать назад мои студенты на эту тему писали рефераты. Сейчас она становится особенно востребованной, поскольку мы активно развиваем отношения со странами Ближнего Востока и другими мусульманскими державами. Соответственно должны быть и банки, которые умеют работать с такого рода клиентами. Кроме того, в России достаточно высокий процент мусульманского населения».
— Только мусульмане могут стать клиентами исламского банка?
— Полагаю, что не только. Главное, чтобы человек принимал правила игры. Деление по религиозному принципу совершенно ни к чему.
Оставить комментарий