Данные мониторинга закупок госкомпаний в 2018 году — их объем, по оценкам Минфина, за год снизился на 38% — и анализ Счетной палаты показали, что пока реформа отрасли по переводу закупок в электронный вид не привела к ожидаемым результатам — конкуренция в закупках госкомпаний снова снизилась. Как и до реформы, наиболее распространенными способами определения поставщика являются «закупки иными способами», которые составляют 60% от всего объема закупок по 223-ФЗ. На втором месте остаются закупки у единственного поставщика — на них приходится 35%. Около трети закупок госкомпании не раскрыли вовсе – сделать это им позволяет незакрытая «лазейка» в законе.
Как следует из мониторинга применения закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» (223-ФЗ), общий объем закупок госкомпаний в 2018 году (на основании планов закупок на 2018 год в Единой информационной системе, ЕИС) составил 16,9 трлн руб., или 16,7% ВВП. Это на 37,8% меньше, чем по итогам 2017 года. Снизилась на 37% и средняя начальная цена договора — с 19,4 млн руб. в 2017 году до 12,1 млн руб. в 2018 году.
Эти цифры подтверждают факт вывода около трети наиболее дорогих контрактов из-под требований 223-ФЗ. Напомним, в 2018 году вступила в силу норма, по которой госАО получили право не раскрывать в ЕИС данные о закупках у взаимозависимых лиц, в которых закупщики владеют более чем 25%. Позднее Минфин рассчитывал поднять порог участия госкомпании в поставщике для признания его «взаимозависимым» до 50% (что заставило бы раскрывать в ЕИС информацию о сделках хотя бы одну их сторону — или поставщика, или покупателя), но пока эти планы не реализованы.
Самыми крупными закупщиками в 2018 году стали ОАО РЖД, АО «Уралсевергаз — независимая газовая компания», ООО «Газпром межрегионгаз», ПАО «Роснефть». При этом выяснилось, что в прошлом году в рамках 223-ФЗ свои закупки осуществляло около 30 тыс. организаций — хотя в ЕИС зарегистрировано 90 тыс. закупщиков. «Такой показатель свидетельствует о необходимости актуализации информации о зарегистрированных в ЕИС заказчиках»,— отмечает Минфин.
Основные проблемы в сфере расходования средств госкомпаний сохраняются на протяжении последнего десятилетия — это снижение конкуренции и распространенность закупок у единственного поставщика. Неизменным и достаточно высоким остается объем закупок у единственного поставщика — 35%, или 7,4 трлн руб., отмечает Минфин. Напомним, что единственный поставщик назначается по решениям президента или правительства.
Опубликованный вчера анализ Счетной палаты подтверждает: число закупок у единственного поставщика за последние годы неуклонно растет. В 2016 году количество только правительственных актов о выборе единственного поставщика выросло на 20%, в 2017 году — на 38%. Всего в 2015–2018 годах было издано 218 таких актов. «На основании этих актов заключено более 12 тыс. контрактов на 1 трлн руб. Это как минимум 16% от общего объема контрактов с единственным поставщиком»,— отмечают в СП. В палате подсчитали, что в основном закупки у единственного поставщика проходят в тех сферах, где есть развитый конкурентный рынок: строительство (более 60%), научные исследования и разработки, поставки лекарств, автотранспорта и нефтепродуктов, телекоммуникационные услуги. По мнению аудитора Максима Рохмистрова, злоупотребление этим способом закупки там, где есть развитый конкурентный рынок, не только не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, но и негативно влияет на развитие конкуренции.
Мониторинг Минфина подтверждает, что конкуренция в закупках действительно снижается. Среднее количество заявок на участие в закупке в 2018 году оказалось ниже уровня аналогичного показателя 2016 года и составило 1,51 заявки (в 2017 году — 1,7, в 2016 году — 1,6).
Оставить комментарий