Банковские клиенты из черного списка получат шанс на реабилитацию

Банковские клиенты из черного списка получат шанс на реабилитацию

Росфинмониторинг совместно с Банком России готовит механизм реабилитации банковских клиентов, по ошибке попавших в черные списки. «Идет проработка механизма реабилитации совместно с Центральным банком РФ, — сообщили в Росфинмониторинге. — Есть жалобы, на них реагируем, есть попытки привлечь Росфинмониторинг в суды в качестве третьей стороны».С августа вступило в силу положение ЦБ 550-П, разъясняющее порядок отказов в выполнении распоряжений клиента об операциях. С тех пор как в ЦБ, так и в другие органы (Роспотребнадзор и аппарат финансового омбудсмена) поступают жалобы от клиентов, у которых банки заблокировали средства без объяснения причин. Отказы зафиксированы не только в переводе или выдаче денег, но даже в приеме денег во вклад. Клиенты, оказавшиеся под подозрением банков, попадают в базу данных Росфинмониторинга. Многие оказываются в этих черных списках ошибочно, притом что механизма исключения из них пока не существует. Росфинмониторинг и Банк России сейчас решают, как амнистировать таких клиентов.

Однажды попав в список недобросовестных клиентов, из него фактически невозможно быть исключенным, сказал газете финансовый омбудсмен Павел Медведев. Он отметил, что больше всех страдают физические лица, поскольку, даже сменив фамилию, имя и отчество, гражданин все равно остается в базе данных Росфинмониторинга со всей историей изменений. Юрлицам проще, так как компанию можно закрыть и создать новую. Предприниматели жалуются на массовые отказы банков. В ЦБ заверили, что там очень внимательно рассматривают каждую жалобу на отказы банков в открытии счетов или проведении трансакций. Банк России в обязательном порядке запрашивает объяснения кредитных организаций. По информации регулятора, эта работа уже принесла результаты. «Банк России проводит работу с кредитными организациями, разъясняя, что наличие информации об отказе конкретному клиенту — причина не отказывать, а дополнительно изучить клиента», — сообщили в ЦБ.

Однако дополнительное изучение клиента, особенно в течение длительного времени, также может стать причиной финансовых потерь.По мнению аналитика «Эксперт РА» Юрия Беликова, механизм реабилитации должен предполагать постконтроль операций, который позволит разобраться в источнике доходов, назначении платежа, цепочке контрагентов. Если в результате выяснится, что операция имеет экономическое обоснование, должна быть возможность исключить клиента из черного списка.«Реабилитация клиента совершенно необходима. Есть положение ЦБ 375-П, по которому операции классифицируются как сомнительные. Большинство признаков там таковы, что на их основе почти любую операцию можно отнести к сомнительным и загнать клиента в черный список», — сказал он.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.