Еврокомиссия предложила странам Старого Света два варианта ограничения цен на газ из России. Один из сценариев предполагает введение максимального предела стоимости всего «голубого топлива», импортируемого из нашей страны; второй разделяет импортеров на «красные» и «зеленые» зоны в зависимости от степени риска перебоев с поставками газа. Как полагает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, подобная рокировка вряд ли позволит европейским странам избежать наступающей зимой топливного кризиса.
Учредить максимальный потолок цен на российский газ Еврокомиссия предлагает по двум схемам. Первая из них предполагает введение максимального предела стоимости всего «голубого топлива», импортируемого из России. Как вариант, может быть назначен единый со стороны Европы покупатель российского газа, который будет и вести переговоры о ценах на энергоресурсы. Второй сценарий предполагает следующее: страны Европейского союза будут разделены на «красную» и «зеленую» зоны, «оттенок» каждой будет варьироваться в зависимости от степени риска перебоев с поставками углеводородов. В странах «зеленой» зоны цены на газ предлагается оставить сравнительно высокими, а для входящих в список «красных» государств стоимость энергоресурсов может сохранится на повышенном уровне. Насколько реализуема подобная схема, спросили мы у Сергея Суверова.
— Любое предложение, заключаемое в рамках международного партнерства, должно вести к более тесным контактам одного государства с другим. Пусть им мешают политические разногласия, но сам документ обязан демонстрировать движение навстречу друг другу. Разделение Еврокомиссией потребителей континента на «зеленых» и красных» свидетельствует об обратном. Утверждая новый меморандум, ЕС тут же признается, что «опасается повысить риск форс-мажорных обстоятельств в контрактах европейских компаний с «Газпромом», а также к усилению геополитической напряженности. Другими словами, Брюссель откровенно подтверждает, что своим новых пактом усложняет и так достаточно противоречивую ситуацию на мировом энергетическом рынке.
— И все же, по какому принципу может быть проведено деление на «красную» и «зеленую» зону?
— Исходя из положений документа, по крайне мере озвученных в зарубежной прессе, Европейский союз собирается учредить единого покупателя российского газа, который договариваться с Россией о стоимости газа. По логике, эта структура будет и определять стоимость цены на поставляемое топливо. Германия говорит, что ее подземные запасы ломятся от накопленных углеводородов, но дальнейшие поставки могут быть ограничены «в зависимости от степени риска перебоев с предоставлением топлива». Для стран из красной зоны цены могут быть ограничены, а из зеленой — оставаться на достаточном уровне, чтобы облегчить поставки газа в страны красной зоны.
— То есть страны, которые обладают значительным потенциалом энергоресурсов, смогут перепродавать сырье товарищам по ЕС?
— Судя по всему, да, хотя сумма контрактов в таком случае вряд ли будут регламентироваться и наверняка превысят рыночные условия. Некоторые страны, например, Венгрия, уже сейчас закупают у «Газпрома» повышенные объемы топлива. Сделки осуществляются в рублях, что устраивает Москву. Можно предположить, что в дальнейшем, когда у ряда европейских покупателей в конце отопительного сезона не окажется сырья для обеспечения своих клиентов, все взоры будут обращены на Будапешт. Если у венгров останутся запасы, которыми можно будет поделиться с партнерами по ЕС, то они поделятся. Только вряд ли расчетным средством в таких сделкам будут являться рубли.
— А если кто-то будет не согласен с назначенной стоимостью газа?
— Значит им придется отстаивать свою позицию в европейских судах. Пока план Евросоюза носит поверхностный характер, руководствоваться которым не имеет смысла. Каждый из участников процесса сможет предъявить собственные претензии и виды на российский газ. Естественно, у каждой из сторон существуют собственные подходы к закупке российского газа. Большинство стран привыкли приобретать «голубое топливо» по долгосрочным контрактам, другие предпочитают заказывать необходимые объемы на спотовом, то есть, на краткосрочном рынке. «Газпром» в таком случае имеет возможность для варьирования: около половины своего топлива на европейском рынке монополия реализует по спотовым контрактам.
Оставить комментарий