«Если за бутылку водки придется заплатить процентов на 50 больше, возникнут проблемы»

«Если за бутылку водки придется заплатить процентов на 50 больше, возникнут проблемы»

Алкоголь растет в цене. Начиная с 2023-го, самая дешевая легальная бутылка «беленькой» станет дороже на 20 рублей. Стоимость коньяка и бренди также изменят в сторону увеличения. Такая индексация считается традиционной. Каждый год спиртные напитки становятся дороже примерно на уровень инфляции. Однако эксперты считают, что увеличение минимального порога может дать старт к более существенному удорожанию всей линейки крепкого алкоголя. А это, в свою очередь, рискует привести к всплеску спроса на самогонные аппараты и контрафактные спиртсодержащие жидкости.

Индексация МРЦ — это ежегодная процедура. Сейчас Минфин обосновывает решение о необходимости поднимать минимальные отпускные цены на алкоголь ростом затрат производителей из-за инфляции, а также сложностями с импортом из-за санкций (в производстве ликероводочной продукции используется ряд компонентов из-за рубежа).

Алкоголь дорожает как и другие продукты питания, но в отличие от всех остальных товарных категорий в стоимости спиртного большую долю составляют акцизы, которые ежегодно растут. В прошлые годы бутылка водки дорожала примерно на размер инфляции — на 5-7%, рассказывает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но сейчас инфляция в два раза выше. Так к чему же приведет повышение МРЦ на крепкие напитки?

«Существенная часть населения, которая получает зарплату в размере 15-20 тыс. рублей, как не ходила в легальную розницу за алкоголем, так и не будет. Ничего не изменится. Вот если за бутылку в легальной рознице придется заплатить больше процентов на 50, могут возникнуть проблемы», — подчеркивает он. Напомним, в 2012-2014 годах ставка акциза выросла в 2 раза. После такого взлета рынок буквально рухнул. В два раза сократились объемы продаж водки в магазинах. Сформировался гигантский теневой сектор. Но тот урок государство усвоило!

В большей степени МРЦ влияет на уровень цен на полках сетевых магазинов, а не на объемы контрафактной продукции, отмечает член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. «Алкоголь — это источник пополнения бюджета. Сейчас есть очевидные причины, по которым государственная казна нуждается в дополнительных и быстрых вливаниях», — считает она.

Между тем ежегодно растет не только МРЦ, но и акциз на алкоголь (равно как и на табачные изделия, и на топливо). Эти товары — самые массовые, и сбор акцизов при производстве этой продукции является одной из статей пополнения российского бюджета. Акцизы на алкоголь принесли в прошлом году бюджету почти в два раза больше средств (441 млрд рублей), чем налог на имущество физических лиц (274 млрд рублей). Этот акциз входит в ТОП-5 главных налогов для российского бюджета после НДФЛ, НДС и других сборов.

Обычно вслед за установлением минимального уровня цены на алкоголь государство устанавливает повышенные акцизы на всю линейку алкоголя — от водки до шампанского. Потому с Нового года стоимость этой продукции растет в среднем на 4-6%. Вероятно, то же самое случится и в январе 2023 года, считает управляющий партнёр B&C Agency Иван Самойленко.«Рост стоимости продуктов питания и напитков уже привел к тому, что россияне вспомнили о дачных участках (где начали выращивать свои овощи и фрукты), закупаются товарами для домашнего консервирования, нужной бытовой техникой (соковыжималки, морозильные камеры и т.д.). Это тренд 2020 года, который сейчас только усилился, — отмечает он. — Спрос на самогонные аппараты также начал расти во время пандемии. А сейчас продолжается — такие устройства граждане покупают чаще в 7 раз, чем в 2019 году. Одновременно увеличилось потребление дрожжей, сахара, причем россияне приобретают такие товары оптом и в сетях дискаунтеров».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.