Законопроект внесло правительство во исполнение указания президента от 23 февраля 2022 года, а указание это появилось в результате обращения властей столицы. В пояснительной записке говорится, что целью является «предотвращение значительного увеличения платы за жилищно-коммунальные услуги, связанного с годовыми климатическими колебаниями и, как следствие, недопущения роста социальной напряженности».
Дело в том, что правила, утвержденные правительством в 2011 году, допускают один из двух способов оплаты отопления: или только в течение отопительного периода, или равномерно в течение года. В Москве выбран второй способ, то есть платежи начисляются населению равномерно (по 1/12), исходя из объема потребления тепловой энергии в доме за предыдущий год.
Но, напомнил замглавы Минстроя Алексей Ересько, «в связи с климатическими изменениями в последние годы в Москве случаются то затяжные и аномально холодные зимы, то очень теплые и нередко с плюсовой температурой». По итогам года населению при таком порядке должен выставляться единовременный корректирующий платеж.
Действующий в столице порядок позволяет не допускать резкого роста платежей во время отопительного периода. Но права сглаживать колебания платы за отопление на основании данных о потребленном объеме тепла не за один предыдущий год, а за более длительный период, три или пять лет, например, у регионов (и Москвы тоже) пока нет. В результате, констатирует Минстрой, в столице в условиях экстремально теплой зимы 2020 года и холодной зимы 2021 года в 2022 году ежемесячный платеж вырос на 25% в среднем по сравнению с 2021 годом, а по отдельным домам рост превысил 50%.
Чтобы такого впредь не допускать, в закон «О статусе столицы РФ» и Жилищный кодекс предлагается внести адресную, «про Москву» норму: с 1 января 2022 года, то есть задним числом, столица может рассчитывать ежемесячный размер платежа за тепло в многоквартирных домах на основании данных за последние несколько лет.
«Законопроект, извините за непарламентское слово, позволяет размазать корректировку платы на весь год, чтобы граждане платили по чуть-чуть в течение года», объясняла коллегам замглавы думского Комитета по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева («ЕР»). «Сначала берем пилотный регион, смотрим новый порядок расчета, и если он себя оправдает, можно норму выводить на уровень всей страны»,- сказала она. Комитет, высказав множество замечаний к инициативе, тем не менее рекомендовал поддержать её в первом чтении.
Депутаты из разных фракций спрашивали, почему именно Москва выбрана в качестве пилотного региона и почему только карманы жителей столицы заслуживают защиты от резких колебаний температуры между зимами.
Из ответов г-на Ересько следовало: Москва выбрана потому, что это один из 20 регионов страны, где выбран способ оплаты по 1/12 фактически потребленного за год тепла, 45 субъектов РФ берут с жителей многоквартирных домов плату только во время отопительного периода, а в остальных действует смешанная система — в зависимости от муниципалитета. Кроме того, добавил чиновник, в Москве накоплена за несколько лет «хорошая аналитика» по статистике, а диапазон колебаний потребления тепловой энергии между годами, действительно, «значительный».
Алексей Куринный (КПРФ) поинтересовался, почему сразу не дать право более гибко подходить к расчету ежемесячного платежа за тепло (на основании данных за несколько лет, а не за предыдущий год только) всем регионам сразу, и назвал «коммунальный сепаратизм» неправильным. Г-н Ересько заверил, что ко второму чтению правительство готово обсуждать все предложения, и это в том числе.
Многие интересовались, как скажется на размере платежа за отопление нововведение, и что будет, если, скажем, по расчетам лет за пять получится, что плата должна быть ниже. «Есть опасения, что это может привести к ухудшению нынешнего порядка определения платы за тепло», — заметила Яна Лантратова («СР»). Но г-н Ересько в ответ лишь несколько раз повторил: в правительстве считают, что как раз предложенный подход позволит «нивелировать выплаты», и «скрытой формой повышения тарифов» нововведение не считают.
Глава думской Комиссии по обеспечению жилищных прав граждан Галина Хованская («СР») в своем выступлении признала: «проблема действительно есть, и не только московская», хотя именно в Москве дело доходило до демонстрации и митингов, когда платежи за отопление стали в разы превышать предыдущие периоды». Но комиссия против принятия законопроекта в таком виде, потому что он создает «полнейшую неопределенность», заявила г-жа Хованская, а о том, что это именно пилотный проект, известно разве что со слов замминистра и депутатов, в пакете внесенных в Госдуму документов на сей счет нет ни слова. В свою очередь, Павел Качкаев от имени «ЕР» предложил поддержать концепцию законопроекта, а потом доработать его ко второму чтению с учетом высказанных в заключении профильного комитета замечаний. Кроме «ЕР», ни одна из фракций свою позицию с трибуны не высказала.
Оставить комментарий