Маркировка товаров принесла в российский бюджет 470 млрд рублей

Маркировка товаров принесла в российский бюджет 470 млрд рублей

Маркировка товаров помогла пополнить российский бюджет на 470 млрд рублей, рассказали «Российской газете» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это стало возможным за счет вытеснения контрафактной продукции и увеличения производства легальными производителями. Они больше продают, больше зарабатывают и больше платят налогов при сохранении прежних цен на товары. Положительный фискальный эффект будет проявляться и дальше, уверены эксперты, опрошенные «РГ».осударственная система маркировки «Честный знак» внедряется в России с 2019 года. Если в 2020 году в систему было включено 10 групп товаров, то на начало 2024 года обязательная маркировка распространяется уже на 17 групп, что составляет 15% несырьевого ВВП страны. Дополнительные поступления в бюджет страны по маркируемым товарным группам составил 470,8 млрд рублей. В ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») сообщили, что ключевой фискальный эффект был получен благодаря маркировке табачной продукции — он оценивается в 245,9 млрд рублей. При этом, обеление рынка, которое прослеживается на основе динамики производства и импорта легальной продукции, составило 11%. За время внедрения системы в стране было закрыто 45 нелегальных табачных фабрик, а 18 производств легализовалось.

Фискальный эффект от маркировки парфюма оценивается в 5,5 млрд рублей. Здесь обеление рынка составило 37%. Повышение качества — рост числа товаров с подлинными документами — декларациями или сертификатами соответствия превысил 93%. Фискальный эффект от маркировки товаров легкой промышленности составил 37,2 млрд рублей, обеление рынка — 33%. Повышение качества превысило 62%.

Фискальный эффект от маркировки в молочной отрасли оценивается в 57,4 млрд рублей, а от маркировки обуви — в 47,4 млрд рублей. При этом, обеление рынка составило 56%. Что же касается повышения качества (рост числа товаров с подлинными документами — декларациями или сертификатами соответствия составил почти 98%.

«Прирост поступлений в бюджеты России обусловлен обелением рынков после внедрения государственной системы маркировки «Честный знак». За счет ухода с рынка контрафактной продукции наращивают свои объемы продаж и производства легальные производители, соответственно компании больше продают и больше зарабатывают при сохранении прежних цен на товары. Как следствие — платят больше налогов. Есть и мультипликативный эффект за счет НДФЛ, НДС и других платежей», — рассказал «РГ» заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов.

Эксперт подчеркнул, что маркировка не приводит к удорожанию продукции — это следует из опыта внедрения маркировки во всех товарных группах.

«Нигде роста конечных потребительских цен не фиксировалось. Так, в молочной продукции согласно исследованию НИФИ Минфина России расчетный вклад в рост цены на продукцию за 6 лет в результате введения маркировки составляет менее 1%. Более того, маркированные товары растут в цене намного медленнее, чем немаркированные — производители знают, что под контролем и сдерживают цены», — уточнил Юсупов.

Эксперт уверен, что положительный фискальный эффект от внедрения маркировки в России продолжится. «В 2023 году к системе «Честный знак» подключилось 6 новых групп товаров, в которых сейчас поэтапно для удобства отрасли вводится маркировка. Дополнительные налоговые поступления в этих группах еще не оценивались. Не стоит забывать, что по 14 типам товаров сейчас проводятся добровольные эксперименты по маркировке, по 4 группам — ожидается решение Правительства о проведении пилотных проектов. Поэтому приумножение фискального эффекта от внедрения маркировки на десятки, а то и сотни миллионов рублей, по итогам 2023 года — реальная оценка», — сказал Юсупов.

По мнению заведующего кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялова, любые проекты по маркировке и отслеживанию товара — от уровня предприятия, до экономики в целом — технологическая реальность сегодняшнего дня. Прослеживание товаров дает массу ценнейшей информации, и если на уровне компаний это обычно связано с автоматизацией, эффективностью цепей поставок и логистики, то на уровне экономики в целом — это вопрос прозрачности рынков и защиты потребителя.

«Все страны, вводившие маркировку товаров, отмечали повышение собираемости налогов, снижение доли контрафакта, рост оборота легальных производителей. Теневой сектор вынужден либо обелиться, либо прекратить производство», — резюмировал он.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.