Открыть вклад в банке станет сложнее

Открыть вклад в банке станет сложнее

А откуда у вас деньги? Такой вопрос вы можете услышать в банке, когда придете забирать свой вклад. На днях СМИ сообщили, что летом ЦБ начнет требовать от банков, чтобы те запрашивали у клиентов «источник происхождения» денег. Якобы Сбербанк уже так делает. От регулятора и Сбербанка последовали опровержения и уточнения. Но, похоже, клиентам, действительно, стоит озаботиться тем, как объяснять происхождение своих денег.

Банки действительно могут спросить у вас, откуда деньги. Уже сейчас. Даже если вкладу уже много лет, но вы почему-то вызвали подозрения. Тогда с вас потребуют документы, например, справку 2-НДФЛ или договоры купли-продажи квартиры или машины. Конечно, речь идет только о крупных вкладах. И банки стараются не пользоваться этим правом, чтобы не терять клиентов. Но главный вопрос — если документов нет, что тогда будет с вашими деньгами? Ситуацию описывает Игорь Буланцев.

Игорь Буланцев — вице-президент Sberbank CIB
Банки запрашивают подробную информацию до того, как открываются эти вклады. Банки, имеющие крупных кладчиков, они уже информацию всю по клиенту имеют. Правда, за последние годы произошло ужесточение требований законодательства на тему «знай своего клиента», противоотмывочные разные законы и так далее, поэтому, возможно, сейчас банки доформируют досье по клиенту. Такого права не возвращать вклад у банков нет, но банки могут приостанавливать операции по клиенту и закрывать счета, если у них есть обоснованное подозрение по поводу происхождения источников, или как средства могут быть использованы.

Издание «Фонтанка» пишет, что ЦБ летом уже начнет требовать от банков, чтобы они спрашивали у клиентов документы об «источнике происхождения» денег, и, якобы, Сбербанк уже спрашивает их у вкладчиков при снятии более полутора миллионов рублей. В Сбербанке уточнили, что все вкладчики предоставлять документы не обязаны. Но возможны исключения, если у банка вызвал сомнения характер операций. А из комментариев ЦБ следует, что банки не обязаны, но имеют право спросить, откуда деньги. Право у них есть с прошлого лета в связи с поправками в «антиотмывочный» 115-й закон. При этом в ЦБ уточняют, что «банки не имеют права не возвращать деньги клиентам». То есть деньги, по крайней мере, сразу, у вас никто не заберет. Но их придержат, если вы хотите их снять или перевести, говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян:

Сейчас у нас есть единичные судебные процессы, когда банк, следуя 115-му федеральному закону, отказался осуществить платеж и тормознул средства клиента, клиент подал на него в суд. Банк стал доказывать, что он имел к тому основания. Речь идет о том, что я могу тормознуть движение. Это не значит, что я эти деньги отниму и скажу, что они теперь мои. Похоже, речь именно о требовании, которое коснется всех, не идет. Но в теории проверить могут кого угодно. И кто после этого еще захочет нести деньги в банк?

Евгений Коган — управляющий директор компании «Московские партнеры»
На фоне того, что западные банки лютуют, я это очень хорошо знаю, многие мои клиенты, так или иначе, страдают от всего этого. Неожиданно обращаются к людям, предъявите, докажите, а у человека, даже, если деньги чистые как слеза младенца, нет возможности подтвердить это по самым разным причинам, утеряны документы или еще что-то. Начинаются проблемы. Нашим банкирам, если и хотят такую штуку внедрить, надо бы погодить. Если верить «Фонтанке», ЦБ станет еще требовательнее к банкам, когда завершится процедура амнистии капитала. И тогда в зоне риска окажется куда больше клиентов. Так что стоит задуматься о том, какие предоставлять документы. Или перекладывать деньги в другие банки. Возможно, стеклянные.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.