«Ситуация с Калининградом — это не блокада, — отметил Боррель в ходе выступления перед началом саммита ЕС в Брюсселе. – Мы не хотим блокировать трафик между Калининградом и Россией, но в то же время нам нужен контроль в вопросах предотвращения обхода санкций, наложенных ЕС. И это нужно делать одновременно».
Глава европейской дипломатии подчеркнул, что Еврокомиссия (ЕК) в ближайшее время предоставит разъяснения относительно порядка исполнения антироссийских санкций в контексте транспортного сообщения с Калининградом.
«Мы не хотим блокировать весь трафик, но нужно прояснить инструкции, как обеспечить исполнение санкций при сохранении сообщения»,— указал высокопоставленный дипломат.
Напомним, ранее Литва ограничила транзит ряда подпавших под санкции Европейского союза товаров в Калининградскую область. На этом фоне власти России выразили решительный протест послу Евросоюза Маркусу Эдереру. Официальный представитель Кремля со своей стороны назвал введенное Вильнюсом ограничение «беспрецедентным» и «незаконным».
«Это нарушение всего и вся, — сказал пресс-секретарь президента РФ. – Мы понимаем, что это связано с соответствующим решением ЕС — распространить действие санкций на транзит».
Жозеп Боррель в свою очередь указал, что обвинения в адрес Литвы о том, что она в одностороннем порядке блокирует грузовой транзит, являются «чистой пропагандой». По его словам, страна «не принимала никаких односторонних национальных ограничений». Дипломат заверил, что Вильнюс действует по итогам консультаций с Европейской комиссией.
«Я, безусловно, уверен, что Россия своего добьётся, — комментирует «МК» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. – Калининградский грузовой транзит будет действовать так, как он действовал и раньше. Поэтому слова главы европейской дипломатии Жозепа Борреля в этой связи носят двусмысленный характер.Дело в том, что калининградский транзит осуществляется на основе соглашения, заключенного еще в 2002 году между Европейским союзом и Россией. Проблема возникла из-за того, что Литва, которая в то время не являлась членов ЕС, решила ввести санкции в отношении РФ. Однако их в данном случае может вводить только Еврокомиссия. Когда с этим вопросом несколько дней назад обратились к Боррелю, он заявил, что таким образом эту ситуацию понимает Литва. Однако в РФ подчеркнули, что так просто это дело не оставят, и ситуация должна быть нормализована.
В ЕС должны понимать, что этот вопрос регулируется исключительно между Брюсселем и Москвой, а не между Москвой и Вильнюсом. Поэтому от Еврокомиссии ожидается, что она в полном объеме восстановит калининградский грузовой транзит, одернет и осадит Литву, а также даст ей правильное понимание того, что она в целом не должна заниматься этими вопросами. А от Вильнюса можно еще и затребовать деньги за нанесение морального ущерба и за то, что мы затормозили некоторый свой бизнес».
По словам эксперта, пересматривать соглашение с ЕС Россия не собирается. В нем все ясно и четко прописано. И в Евросоюзе это прекрасно понимают. В случае, если этот транзит будет каким-то образом скован или нарушен, Москва может принять ответные меры, и не только против Литвы.
«Через Россию европейские автоперевозчики возят машины в страны Центральной Азии, — добавил политолог. – Но мы ведь в любой момент можем опустить шлагбаум. И тогда как они будут, на руках их носить? Поэтому я уверен, что введение подобного рода санкций невозможно. В соглашении 2002 года увязаны многие вопросы. Во-первых, если даже ЕС предложит нам его пересмотреть, то мы просто не будем этого делать. А, во-вторых, такой пересмотр болезненно скажется на самом Евросоюзе».
Оставить комментарий