Рынок труда мутировал навсегда

Рынок труда мутировал навсегда

Как следует из опроса, проведенного Bain, 58% респондентов сказали, что пандемия заставила их пересмотреть баланс между работой и частной жизнью.

«Большая часть господствующих представлений об отношениях между работниками и компаниями была сформирована совсем в другом мире, не в том, в котором мы живем сейчас,— где набор возможностей был более ограниченным, а отношения более формальными. Нынешняя среда требует радикального переосмысления и структуры, и целей работы, но для этого нужно прежде всего понять изменения мотивации отдельных работников»,— считает партнер Bain и сопредседатель исследовательского центра Bain Futures Эндрю Шведель.

В опросе, проведенном Bain совместно с компанией Dynata, приняли участие более 20 тыс. сотрудников из 10 стран, на которые приходится 65% мирового ВВП. Это США, Китай, Германия, Франция, Италия, Япония, Индия, Индонезия, Нигерия и Бразилия. Помимо опроса было проведено более 100 глубинных интервью.

Аналитики компании выделили пять основных трендов, которые будут влиять на рынок труда в будущем. Первый из них — изменение мотивации для работы. Этот тренд связан с повышением уровня жизни.

Плата за труд остается важной мотивацией, но теперь она стала лишь одним из нескольких приоритетов.

Также среди них названы: интересная работа, гарантии занятости, гибкие условия труда. В целом соотношение значимости работы и досуга меняется: у молодых людей значимость отдыха становится более высокой, причем это происходит не только в западных странах, но и в Китае или Индии. Одновременно с этим снижается число тех, кто перестал бы работать, если бы у него было достаточно денег на жизнь. В США доля таких снизилась с 34% в 1995 году до 28% в 2017 году.В Bain также отметили изменения в том, сколько времени тратится на работу в разных социальных слоях. Больше всего работают люди с высоким доходом, для которых их занятость является одним из признаков высокого статуса. Меньше всего — наиболее бедные люди, нередко не имеющие возможность стабильной занятости. Так, в 2018 году средняя продолжительность рабочей недели у сотрудников из верхних 10% по доходам в США составляла 42 часа, а из нижних 10% — 34,4 часа. Для сравнения, в 1973 году это было 39,7 и 41,2 часа в неделю соответственно, то есть разрыв был меньше и при этом дольше работали люди с низкими доходами.Второй тренд заключается в том, что представления о «хорошей работе» не просто меняются, но и все сильнее расходятся. Аналитики Bain выделили шесть типов работников с разными представлениями о хорошей работе — от исполнителей, для которых важен заработок и самооценка которых мало связана с работой, до пионеров, думающих в первую очередь собственная миссия и изменение мира. Деление на типы шло по десяти параметрам, среди которых важность работы и статуса для человека, готовность рисковать, стремление работать индивидуально или в команде и др.

По мнению авторов исследования, расхождения в таких представлениях о работе нужно учитывать. Например, 25% топ-менеджеров в США относятся к «пионерам/первооткрывателям», то есть готовы на существенные жертвы ради выполнения своей миссии,— при этом среди работающих в целом таких лишь 9%.

А значит, таким руководителям нужно осознавать, что их представления о «хорошей работе», скорее всего, расходятся с представлениями большинства их сотрудников.

Третий тренд — автоматизация «регуманизирует» труд, то есть при автоматизации многих рутинных процессов человеческое участие становится более важным в других сферах. Повышается значимость в работе таких качеств, как межличностное общение, умение решать проблемы и договариваться, креативность и др. Развитие технологий будет по-прежнему требовать все больше IT-специалистов разного рода, а, например, старение населения приведет к росту спроса на медиков и социальных работников. Все это сильно изменит сферу занятости, будут появляться новые профессии, которых нет сейчас, а значит, будет нужна серьезная переподготовка.

Четвертый тренд — изменение «границ работы» и рост гибкости. Технологии и пандемия сильно изменили представления о работе: прошлой весной время, которое американцы работали из дома, резко выросло с 5% до 60%. Потом часть сотрудников вернулась в офис, тем не менее работа из дома стала более распространенным вариантом. В США 36% офисных сотрудников говорят, что они хотели бы и дальше все время работать из дома, при этом 22% заявляют о желании вернуться к работе исключительно из офиса.

В то же время некоторые формы гибкой работы не слишком устраивают работников.

Довольны условиями труда 69% людей с постоянной занятостью и лишь 55% с разными формами временной занятости (фриланс, работа по временному договору и др.).

Кроме того, при широком распространении удаленной работы она возможна далеко не для всех: в развитых странах на специальности, позволяющие работать из дома, приходится 30–40% всех работников, в развивающихся — лишь 10–20%.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.