Россияне резко закупили впрок тушенку и сахар

Россияне резко закупили впрок тушенку и сахар

Как нетрудно было себе представить, частичная мобилизация, объявленная в стране, всколыхнула среди россиян настроения сделать продовольственные запасы. Так, на всякий пожарный случай… Длинных очередей в магазинах и привычных объявлений об ограничении продаж в одни руки пока не наблюдается. Но покупают впрок самые долгоиграющие и дешевые продукты.Как отмечают аналитики консалтингового агентства NielsenIQ, с 19 сентября и по 2 октября продажи сахарного песка и тушенки в денежном выражении увеличились соответственно на 70 и 58%. По сравнению с прошлым годом на 45% вырос и спрос на рис. Собственно, он увеличился на все товары, которые «карман не тянут», то есть могут долго храниться без вмешательства человека: первым делом на мясные и рыбные консервы — на 24%.

По большому счету никакой Америки авторы исследования нам не открыли. Уж так устроен российский человек, что при любом удобном случае он пытается запастись впрок. Наши бабушки и дедушки скупали спички и керосин, мы подхватили эту эстафету, но переключились на консервы (рыбные, относительно дешевые) и крупы.

Тем более случай представился вполне подходящий. Частичная мобилизация, объявленная в стране, по данным Фонда общественного мнения, подняла уровень тревожности населения до 70%. Сборы призывников недолги: в солдатский ранец необходимо положить провианта на несколько дней. Да и наш внутренний голос подсказывает, что период дефляции (снижения цен) в России закончился и вот-вот начнется подорожание.

По мнению экспертов, эти два фактора совпали, и в обществе наметился очередной продовольственный ажиотаж.

Странно то, что наша чувствительная (к любому повышению спроса) экономика тут же не отреагировала резким поднятием цен на ходовые в народе продукты. Как известно, ценники на торговых полках меняются как только, так сразу, даже если этого добра на складах на месяцы вперед и оно произведено два-три года назад.

А здесь — ничего, никакого всплеска цен. В федеральных торговых сетях нам сообщили, что бума ни по консервам, ни по рису у них нет. Такого мнения придерживается и Дмитрий Леонов, зампред правления ассоциации «Руспродсоюз»: «В период мобилизационных мероприятий на указанные категории товаров рост спроса не зафиксирован. Средние расходы россиян даже снизились».

Росстат констатирует, что с 4 по 10 октября рис подешевел на 0,4%. А гречка, без которой в России не обходится ни одно подорожание, тоже упала в цене. Даже больше, чем рис, — на все 2,33%. В нынешнем году по гречке перепроизводство, собрано в 2,5 раза больше прошлогоднего уровня.Этот нонсенс мы попросили прокомментировать экспертов. Как такое возможно в России — спрос без подорожания и временного дефицита, который вызывает еще больший рост цен?

Председатель Союза потребителей РФ и член Экспертного совета при Правительстве РФ Петр Шелищ предполагает, что относительная стабильность в ценах на продукты все-таки результат «регулировки, контроля и рекомендаций торговым сетям со стороны Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы».

— Не поднимать цены на социально значимые продукты 1-го ряда, — говорит он. — Торговым сетям не нужно излишнее к себе внимание властей, лучше прислушаться к их советам. У них своя жизнь, рост торговых оборотов и прибыли. Они в состоянии позволить держать цены на какие-то товары. И компенсировать упущенную выгоду за счет высоких наценок на другие, дорогие продукты.

— Однако нет официальных данных о том, что спрос на определенные продукты значительно увеличился…

— Наша статистика переняла нехорошую традицию ЦСУ СССР — Центрального статистического управления. Тогда тоже многое замалчивалось. Сегодня трудно найти информацию для понимания того, что происходит. Я имею в виду, даже управленцам, которые путем анализа и сравнения показателей должны принимать конкретные решения. Опираясь на точные цифры.

Не найдете данных об объемах продаж по отдельным категориям товаров. Цены фигурируют в таких отчетах, а вот объемы продаж — нет. С большим трудом нашел, и то частичные данные только за август. И они очень выборочны, по определенным организациям, без учета малого бизнеса. В последнее время спрос в обществе смещается в сторону простых и дешевых продуктов. На сегодня именно они поддерживают основное качество жизни россиян, от остальных аспектов комфорта мы постепенно отказываемся.

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.