Ставка на будущее: клиенты МФО стали лучше платить по долгам

Ставка на будущее: клиенты МФО стали лучше платить по долгам

В сентябре-октябре 2020 года индекс кредитной сознательности заемщиков МФО достиг 0,82, в начале года он фиксировался на уровне 0,77. Рост показателя характеризует существенное улучшение качества обслуживания кредитного портфеля, поясняют авторы исследования. В последний раз пиковое значение индекса, когда граждане максимально исправно платили по финансовым обязательствам, фиксировалось на аналогичном же уровне в 2014-м. Минимум был в середине кризисного 2015 года на отметке 0,58.

Подтверждением роста значений индекса стали результаты опроса, проведенного в ноябре среди 183 МФО и микрокредитных компаний. Почти вдвое больше участников рынка (21%) отметили увеличение числа клиентов, вернувшихся в график платежей, чем тех, кто зафиксировал обратную тенденцию (12%). А более половины опрошенных (67%) пока не видят никаких изменений в кредитном поведении граждан. Улучшение общего состояния платежной дисциплины заемщиков в последние два месяца связано с восстановлением выплат по «глубокой» просрочке, а именно от 60 дней и более, уверены авторы исследования.

Тенденция увеличения числа клиентов, возвращающихся в график платежей, обусловлена ростом уровня финансовой дисциплины россиян в целом, а также введением многими игроками рынка собственных мер поддержки, отмечает директор СРО «МиР» Елена Стратьева. По ее словам, большинство заемщиков МФО не подошли под требования кредитных каникул и компании приняли свои программы реструктуризации долгов. С их помощью в июле-августе «картина» по платежам стала выравниваться, так как люди получили возможность восстановить финансовое положение. А в сентябре-октябре у большего количества МФО ожидаемо произошел рост числа клиентов, вернувшихся к выплатам, пояснила она.

— Вместе с тем примечателен и тренд по снижению доли клиентов с новой просрочкой — его зафиксировала каждая пятая компания. Наличие этого показателя требует пристального внимания за развитием ситуации, а общее состояние экономики пока не позволяет говорить о полноценном восстановлении в ближайшей перспективе. Но, при этом совсем не выдавать средства, особенно в условиях кризиса, компании просто не могут. Надеемся, что позитивная тенденция на рост культуры потребления заемных продуктов сохранится и повлияет на микрофинансовый рынок в целом, — резюмировала Елена Стратьева.

Устойчивый тренд по росту индекса кредитной сознательности — очень хороший знак, он вселяет надежду на дальнейшее улучшение ситуации на рынке, рассказывает гендиректор компании «Эквифакс» Олег Лагуткин. Он отметил, что показатель платежной дисциплины с момента последнего кризиса — 2015 года — был сильно волатильным: периодами приближался к своим максимумам, а потом снова скатывался назад. Только сейчас индекс вышел на пиковый уровень, который наблюдался ранее в 2014-м. Хотя именно в этом году, учитывая реалии, следовало ожидать отрицательную динамику, добавил он.В топ-10 крупных МФО «Известиям» подтвердили, что граждане стали лучше платить по долгам. По их мнению, причинами послужили внедрение мер поддержки для заемщиков и совершенствование скоринга, привлечение новой платежеспособной аудитории и понимание клиентами ценности высокого кредитного рейтинга из-за ужесточения требований к выдаче займов.

Уровень просрочки находится на историческом минимуме начиная с июня: всего по итогам десяти месяцев доля таких займов снизилась на 5 п.п., рассказывает глава МФК «Займер» Роман Макаров. Задержки оплат в январе–сентябре уменьшились на 6 п.п. по сравнению с тем, что было год назад, — это едва ли не лучший показатель за всю историю компании, отмечает гендиректор онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев.Трансформация кредитной сознательности граждан связана с переходом на сберегательную модель поведения и отказом от спонтанных покупок, считает гендиректор группы Eqvanta Андрей Клейменов. Также клиенты стали трезво оценивать свои возможности, не наращивая долги, и чаще взаимодействовать с кредитором по урегулированию задолженности, подчеркивают в МФО.

— Показатель закредитованности заемщиков в среднем в октябре вырос на 1 п.п. против карантинных марта-апреля. Но если в конце 2019-го в среднем на одного клиента компании приходилось три последовательно оформленных займа, то сейчас — около двух, — добавил Роман Макаров.

Улучшение платежной дисциплины клиентов МФО в первую очередь связано с тем, что стал очевиден долгосрочный эффект пандемии для общемировой экономики, уверен руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максим Налютин. В такой ситуации большинство клиентов не готовы рисковать своей платежной репутацией, так как в дальнейшем им еще не раз может понадобиться помощь микрофинансовых организаций, считает он.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.