В России могут ввести маркировку лифтов и их деталей. Минпромторг готов приступить к реализации такого эксперимента, сообщили «Известиям» в ведомстве. Пилотный проект планируется запустить совместно с оператором национальной системы маркировки. Так министерство предлагает бороться с контрафактной продукцией, чтобы повысить безопасность лифтов. Но, по словам экспертов, серьезных проблем с подделками на этом рынке нет. Скорее всего, цель маркировки — попытка сосредоточить производство, установку и контроль за обслуживанием подъемных механизмов в одних руках, чтобы оптимизировать закупки лифтов при капремонте.
— В настоящее время Минпромторг совместно с оператором национальной системы маркировки готовы приступить к реализации эксперимента, опираясь на опыт аналогичных проектов в отраслях, в которых цифровая маркировка уже полноценно работает, — подчеркнули в пресс-службе.
Эта мера направлена в первую очередь «на защиту потребителей от некачественной продукции, повышение безопасности и эффективности работы оборудования», отметили в ведомстве.
Впрочем, эксперты считают, что проблема контрафакта для лифтовой отрасли не характерна. По мнению председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрея Широкова, введение маркировки может рассматриваться как попытка выстроить вертикальную систему — от производства до монтажа и контроля за эксплуатацией лифтов под одним производителем или консорциумом.
— Вполне возможно, что маркировка станет одним из элементов такого подхода. На рынке много структур, которые в конечном счете могут «проглотить» на определенных территориях подрядные организации, которые сегодня монтируют, капитально ремонтируют и эксплуатируют лифты, — отметил эксперт.
Премьер в феврале также поручил представить предложения по переходу фондов капитального ремонта на прямые закупки у заводов — изготовителей лифтового оборудования. Цель выстраивания этой вертикали, при которой в консорциум входит производитель и подрядчик по установке и монтажу, поможет оптимизировать экономику замены лифтов, считает Андрей Широков.
— Допустим, фонд капремонта разыгрывает конкурс на замену подъемников. Зачастую подрядные организации начинают демпинговать, выигрывают, но заводы по низким ценам отказываются продавать продукцию. Тогда закупают, к примеру, белорусские лифты, — отметил Андрей Широков.
По его мнению, введение маркировки может помочь выстроить эту систему от начала и до конца.Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) готов принять участие в проведении эксперимента, если такое решение будет принято государством, сказали «Известиям» в пресс-службе национального оператора маркировки.
— Система «Честный знак» легко масштабируется и позволяет быстро подключать к ней новые товарные группы. Она унифицирована и удобна для бизнеса, успешно работает в таких сложных с точки зрения скоростей и технологий отраслях, как табак, лекарства и обувь, — указали в центре.
— В то же время нужно тщательно изучить вопрос, посчитать затраты и после этого принять решение о целесообразности таких изменений, — отметили в ведомстве.
Маркировка товаров как способ их идентификации — это обычная практика, сообщили «Известиям» в Росстандарте. В агентстве подтвердили, что сейчас рассматривается вопрос о маркировке отдельных компонентов и устройств безопасности лифтов.
— Это позволит сделать контроль за безопасностью этого оборудования и комплектующих еще более прозрачным и повысить эффективность в борьбе с контрафактной продукцией, — считают в Росстандарте.
В Ростехнадзоре, который контролирует безопасность лифтов, не предоставили комментария, сославшись на то, что не занимаются маркировкой.
В пресс-службе ФАС «Известиям» сказали, что предложений от Минпромторга о проведении эксперимента по маркировке лифтового оборудования антимонопольное ведомство не получало. Если они поступят, то «будут рассмотрены ведомством в установленные сроки».
Оставить комментарий