Трансформация рынка РКО

Трансформация рынка РКО

Как банки развивают транзакционное направление

Павел Самиев

Генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам. Разберем этот вопрос

Ключевая тенденция рынка РКО и банковских транзакций — создание экосистем для предпринимателей, формирование единого «окна» для всех операций, широкий спектр дополнительных сервисов и высокая скорость. Далее разберем этот вопрос подробнее.

Можно сказать, что РКО — это базовый сегмент, с которым сталкивается каждый клиент-предприниматель. Все остальные продукты — кредитные, гарантийные и прочие — охватывают гораздо меньшее число клиентов банковского рынка, чем расчетные услуги.

Стандартный «пакет» — проведение платежей, доступ к онлайн-банкингу, открытие счетов в рублях и валюте, выпуск корпоративных карт, аккредитивы, инкассация, конверсионные операции, представление информации об актуальном состоянии счетов, выписки. Именно поэтому малый бизнес оценивает качество сервиса банка прежде всего по качеству РКО, и если здесь ему становится некомфортно, то и другими услугами банка он вряд ли будет пользоваться.

С другой стороны, стандартного пакета даже малому бизнесу мало — сегодня банк это уже не только оператор финансовых услуг, но и платформа для ведения бизнеса. Банки предлагают множество небанковских сервисов, например услуги онлайн-бухгалтера, юриста, подготовка документов для регистрации ООО и ИП.

Существуют и дополнительные опции, такие как перечисление зарплаты списочно, проверка контрагентов, оценка бизнес-идеи, инвестиционного проекта и даже телемедицина для сотрудников. За счет этого рынок РКО и транзакций продолжает расти, причем не только экстенсивно, но и через расширение спектра продуктов в рамках пакетов РКО.

«Все процессы для предпринимателя сегодня должны быть доступны в режиме «одного клика». Мы стремимся к максимальной «бесшовности» внутри экосистемы — чтобы предприниматель после входа в банковскую IT-систему даже не задумывался, работает он с технологией банка или партнера», — отметил председатель правления Банка УРАЛСИБ Константин Бобров.

«У предпринимателей зачастую нет своих ресурсов и возможностей держать в штате отдельно финансиста, аналитика, бухгалтера, web-дизайнера, юриста. Поэтому одна из задач банков — не просто оказывать услуги РКО, но и стать партнером, помогать растить бизнес путем предоставления клиенту максимально полного набора сервисов, упрощающих ведение дела, — считает председатель правления КБ «СИНКО БАНК» Геннадий Барсегов. — При этом тарификация, в том числе возможность выбрать удобный недорогой тариф, остается для сегмента малого и среднего бизнеса крайне важным фактором выбора банка и пакета обслуживания. Иначе говоря, новые интересные комплексные пакеты обслуживания — это очень хорошо, но и тариф должен быть адекватен, иначе предприниматель не выдержит нагрузки и уйдет, ведь рынок очень конкурентен».

Высокая конкуренция на рынке РКО заставляет банки снижать стоимость и расширять спектр услуг, которыми может пользоваться клиент в рамках РКО. На этом фоне повышается роль дистанционного банковского обслуживания. В среднем через ДБО клиенты-юрлица проводят более 95% своих платежей и операций.

Развитие получат нефинансовые сервисы, оказывающие помощь предпринимателям в ведении бизнеса, такие как голосовые помощники, услуги юристов, IT-специалистов, а также возможность интеграции и объединения счетов нескольких банков в одном интерфейсе.

В дальнейшем банки возьмут на себя часть функций, связанных с сопровождением бизнеса. Развитие получат нефинансовые сервисы, оказывающие помощь предпринимателям в ведении бизнеса, такие как голосовые помощники, услуги юристов, IT-специалистов, а также возможность интеграции и объединения счетов нескольких банков в одном интерфейсе.

Отдельный и очень важный вопрос в теме РКО — «комфорт» клиента по части комплаенса и финмониторинга. Разумеется, речь не идет о том, чтобы банки «закрывали глаза» на нарушения клиентов и сомнительные операции. Но необходим достаточно прозрачный режим — понимание клиентами реальных рисков отключения ДБО, а тем более — блокировки счета и внесения в черный список. Ведь сотни и тысячи компаний сталкиваются с такой проблемой, и банкам надо найти баланс между корректным соблюдением правил финмониторинга и адекватным уровнем прозрачности этого процесса для клиентов.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.